Canon EOS R5 —
Правдивый Обзор
Не прошло и года... на самом деле прошло. R5 был анонсирован летом прошлого года. Но я только сейчас убедил себя, что мне он нужен.

Даже, скорее, не убедил, что нужен, а просто смиренно принял наступившее будущее.

Последний раз я покупал Кэнон девять лет назад. Это был 5DIII, который, с тех пор, служил мне основной камерой «для всего». Уже тогда казалось, что техническая эволюция картинки остановилась, и снимает 5DIII примерно так же как и 5DII. По этой же причине я пропустил 5DIV. И, знаете что? За девять лет мало что изменилось. Но об этом дальше.

Итак, на тесте у нас сегодня новая универсальная метелка, которая немного по-новому метет. Как это? Что круто, что отстойно? Обо всем по порядку.

Интро
Как обычно, я пропущу мегапиксели, нанометры, микрограммы и все, что вы и без меня прекрасно найдете в интернете. Вместо этого я расскажу про то, чего в интернете пока нет: мои персональные ощущения, впечатления и опыт.
Дизайн
Говорят, что странствующего консультанта по маркетингу, случайно забредшего в офис Кэнона, били всем этажом. В основном ногами. Дизайнеры, инженеры, члены совета директоров и все, кто оказался в офисе в десять вечера.

Лично я осуждаю насилие. Однако, не могу не одобрить его результат: на корпусе камеры нет маркетинговых надписей. Ни одной. Ни слова про мегапиксели, супер-пупер стабилизатор, вайфай и 8к.
При этом, крышки портов подписаны, иконки кнопок имеют смысл, а сами кнопки и колеса действуют с предсказуемыми тактильными ощущениями.
По сравнению с зеркалками былых лет, корпус камеры стал, по ощущениям, более продуманным и проработанным. Все текстуры стали более мелкозернистыми, как переход от грубой наждачки к тонкому помолу.

На фото камера может казаться консьюмерской или игрушечной, но в реальности производит впечатление даже, наверное, более крепкое и качественное чем зеркальные пятаки.
Включается
Мгновенно. Загадочным выключателем слева. Зачем у него целый диск, зачем этот диск утоплен в корпус, почему он слева-вверху — загадка.
У Кэнона, исторически, непростые отношения с выключателями. Возможно, дизайнерам Кэнона назначают делать выключатель как наказание. Если, например, дизайнер фальшивил, когда пел гимн компании на утреннем стендапе, или недостаточно учтиво поклонился вице-президенту по дизайну.

Но это домыслы. Достоверно известно только то, что выключатели всех камер Кэнона устроены как не пришей кобыле внутренний карман на молнии.

Кроме того, это беззеркальная камера с экранчиком которая жрет батарейку. Поэтому ее надо регулярно включать и выключать. Поначалу мне казалось, что это досадное неудобство, по сравнению с зеркалкой, которую я включил после покупки много лет назад и с тех пор забыл где у нее выключатель.

Но, со временем, я обнаружил, что R5 можно не выключать точно так же. Он неприхотлив, успешно засыпает и мгновенно просыпается когда чуть прижмешь спуск, точно так же как зеркалка. Жрет ли он при этом больше энергии? Сложно сказать. Он у меня недавно и на глаз я пока не заметил разницы.

Кроме того, должен признаться, что несмотря на это открытие, я его все равно выключаю, по непонятной мне самому причине, перед тем как сунуть в рюкзак.
Управление
За последние десять лет человечество не образумилось, и, несмотря на грядущий коллапс цивилизации, продолжает желать большего и любить непростое.

Поэтому, функций в камере стало больше и некоторых контролов тоже: два новых диска, включая новый диск на объективе. Кроме того, все слегка измельчало — кнопки и колеса стали меньше и расположены кучнее. Но, в целом, ничего криминального. По сравнению с зеркальными пятаками, я не обнаружил ни большого улучшения, ни ухудшения. Просто теперь все немного по-другому. Все это неплохо описывается фразой «теперь так».
Из контролов больше всего я не люблю троицу: зум, инфо и Q. Наощупь практически невозможно понять, кто есть кто.

А новая текстура дисков, наоборот, вполне приятная. Хорошие зубастые диски, поворачиваются с четкими и мягкими щелчками.
Новое кольцо на RF-объективах
Старший брат новых дисков. Вращается с мягкими четкими щелчками. Как и диски на корпусе, его можно запрограммировать делать что захочется.

Я выбрал диафрагму, но, на практике, все равно им не пользуюсь. Когда снимаешь в основном в "А", крутить диафрагму маленьким диском на камере удобнее.
Электронный видоискатель (EVF)
Если не жадничать и выставить максимальную частоту обновления, то очень приличный: большой, светлый, хайрезный. Не тормозит, не мерцает, близок к живой картинке.

Цвета неплохо откалиброваны с реальностью и с экраном. Я не очень люблю всякие прокси-интерфейсы, но с этим вполне смирился. Его даже не за что толком пнуть.
Экран
Не такой могучий как на телефоне, но что-то видно, даже на улице в солнечный день. По цвету похоже на EVF и на итоговую картинку. В Кэноне работают молодцы — откалибровали все свои экранчики.

Еще экран понимает касания и довольно отзывчив. Не айфон, конечно, но ок. Из прикольного — его можно использовать как тачпад при выборе точки фокуса, когда смотришь в видоискатель. Раньше я встречал такую фичу только на Хасселе X1D.

Оба дисплея, EVF и экран, довольно быстро перестаешь замечать. Они не мешают и просто работают: показывают что ожидаешь и как ожидаешь, не превосходят ожиданий и не обманывают их.
Меню
Традиционное для Кэнона. Большое, но понятное, ни разу не открыл инструкцию.
Затвор
Срабатывает с тихим пластиковым звуком, немного шуршащим, такой мягкий «трык» без примеси металла.

Можно выставить полностью электронный, тогда звука срабатывания нет вообще.

Вообще, как именно работает затвор, зависит от предпочтений пользователя. То есть, надо выбирать. На этом месте Картье-Брессона, у которого затвор просто щелкал, хватил бы кондратий.

Выбирать можно из:
1. Механический (зкарыть-открыть-проэкспонировать-закрыть-прочитать-открыть)
2. Электронная первая шторка (проэкспонировать-закрыть-прочитать-открыть)
3. Электронный (проэкспонировать-прочитать)

No.1 самый медленный и качественный. У No.2, говорят, чуть похуже боке на светлых объективах, f1.2 и иже с ними. No.3 бесшумный, но с rolling shutter и битностью цвета чуть пониже чем 1 и 2.

И живите с этим знанием как хотите.

Лаг затвора — норм. При No. 2, кажется, не больше чем у зеркалок. No. 1, вроде бы, чуть больше по ощущениям, но не настолько, чтобы прямо, вот, все бросить и идти на пруд топиться.
Fv Режим
Про него редко пишут в обзорах, но теперь, кроме стандартных PASM режимов, появился Fv (Flexible value).

В нем, довольно интуитивно, можно самому выбрать, какие из параметров (выдержку, диафрагму, ISO) выбирает человек, а какие камера. При этом перемещаться между ними довольно удобно и экспопоправка остается доступна на заднем диске и работает как ожидаешь.
RF Объективы
Вот такие:
Не все, конечно, но, в основном. Новые RF L огромные, тяжелые и невероятно дорогие. Смотрю на них и вздрагиваю.

Зачем они так? Говорят, затем, что у этих слонопотамов практически нет хроматических аберраций на открытой дыре, идеальная геометрия и бла-бла-бла по всему полю кадра.

Но, кажется, я, уже не очень хочу бла-бла-бла такой ценой.
Я хочу фыр-фыр-фыр.

Однако, новый 85/1.2 я все равно оставил. Несмотря на его габариты и вес, и скромные размеры домов в Англии. Просто как курьез. Или Как сувенир самому себе, на память о безмятежном 2021-м.

За почти £2,900 это ведро может снимать усы кота на f1.2 без видимых хроматических аберраций, а беззаботное человечество готово платить за эту роскошь: он неплохо продается.
RF 85/1.2, f1.2
Кропы меха и усов, реальный размер по клику:
EF-RF адаптер
Чудесное избавление от тяжкой ноши посланное самим небом.

С ним старые EF линзы работают настолько хорошо, что я тут же приделал к новой камере свой старый 70-300L, а новомодный RF 70-200L f2.8 радостно отправил обратно продавцу ведерок.

Жизнь хороша с этим адаптером: все фичи фокуса работают и скорость фокусировки отличная, субъективно как на зеркалке, если не лучше.

Еще интересный эффект — мой старый 70-300L заиграл новыми красками на этой камере. На 5DIII он довольно часто чуть-чуть непопадал в фокус. Такое впечатление, что у него был небольшой бэк или фронт фокус, причем разный на разных фокусных расстояниях, так что я его даже откалибровать толком не мог. Меня это не сильно волновало, т.к. иногда он, все же, попадал и вообще, кому нужны резкие фотографии? Но сейчас попадает всегда и везде, и резкость изумительная. Мелочь, а приятно.
С винтажными объективами
Все супер. Я достал из шкафчика своих старых друзей — Роккор 58/1.2, Яшику-Цейсс 50/1.4, Гелиос 44М2 — и могу констатировать, что опыт съемки ими стал лучше чем когда-либо. Зеркала нет, ничего нигде не цепляется, цвета кэноновские, адаптеров полно. Зум, фокус-пик — все работает как ожидаешь. Лучшая камера для съемки винтажными линзами.
Minolta Rokkor 58/1.2 с адаптером
Minolta Rokkor 58/1.2, f1.2
Minolta Rokkor 58/1.2, f8
Contax Zeiss Planar 50/1.4
Автофокус
В 5DIII автофокус был нехитрым, но скиллом: надо было, как минимум, понимать, что есть крестообразные датчики, а есть не очень, и выбирать точку по ситуации. Теперь же автофокус просто есть всегда и везде. Он разлит в кадре как воздух. Умный, цепкий, есть по всему полю кадра, умеет определять людей и животных и настраивается, кажется, под любой вкус.

Теперь реально удобно снимать со следящим фокусом, который следит за тем предметом, который подсвечиваешь рамкой вначале. Рамку можно двигать джойстиком, тыкать пальцем в экран или смотреть в видоискатель и двигать рамку используя экран как тачпад. Все способы хороши, все плавно и интуитивно и просто работает.
Как на картинке выше — можно сфокусироваться и перекомпоновать — умный следящий фокус будет все время следить за тем предметом, или даже местом на предмете, на которое его натравили. Прямо вцепляется и не отпускает.

А на кнопку EF я повесил автовыбор объекта: если в кадре человек или животное, то камера его сама находит и фокусируется по лицу.

В отличии от моего предыдущего опыта с Sony a7III, у Кэнона все это хозяйство, похоже, действительно работает как задумано. Но, может быть, что у самых последних Сонь тоже уже все хорошо работает, я давно ими не интересовался.
Картинка
Примерно как у 5D III 10-летней давности. С поправкой на большее количество пикселей и их меньший размер.

На самом деле, не глядя на размер картинки или имя файла, отличить R5 от 5DIII сложно. Это не Хассель, где только открыл файл и сразу: «Вау!». То есть, если вы думаете, что эта камера будет выдавать какую-то прямо заметно лучшую картинку чем ваш старый 5D II/III/IV, то это не вполне так, скорее всего.
Цвет
Новым R5 я пользуюсь недостаточно долго. Но мне кажется, что в плане цвета он едва-уловимо беднее старых пятаков. Возможно, это самовнушение, т.к. я знаю, что у него мелкие пиксели и что много мелких пикселей, как правило, хуже чем мало крупных. Тем не менее, мне постоянно кажется, что R5 различает мало цветовых оттенков, меньше чем я ожидаю увидеть.

Формально все в порядке: трава у него зеленая, небо синее, помидоры красные. Но, при этом, как-то, без обилия цветовых вариаций, без огня.

Как это? Сейчас постараюсь продемонстрировать, да поможет мне Фикус... на самом деле это Монстера, скорее всего:
Сравнение не совсем честное. Фоточка слева снята хасселем X1D, с его стареньким, но очень хорошим и большим сенсором оседланным Hasselblad Natural Colour Solution. Справа — новенький R5. И там и там примерно 50 мегапикселей, нежно любимых маркетологами.

Картинки очень похожи. Обе камеры сфокусировались куда сумели, поэтому игнорируем детали, смотрим только на цвет.

Видите?
Слева не только больше света, но и цветов тоже больше. Зеленый не просто зеленый, их там много. Это хор, который перетекает из почти синего в лайм и обратно.

И это уже после того, как картинка схлопнулась в sRGB для публикации в интернете, и после jpeg-компрессии Тильды. До этого разница была еще значительнее за счет цветов, которые нельзя отобразить в sRGB.

Парадоксально, это не означает, что R5 чем-то плох. Примерно также снимают все топовые современные камеры с похожим числом мегапикселей. На их фоне R5 скорее выделяется в лучшую сторону за счет более приятного и сбалансированного цвета. Так что это просто такая суперпозиция технологий и маркетинга. Еще одно «теперь так». Выбор рынка в пользу детализации и мегапикселей, которые легко объяснить и показать, в отличии от эфемерной разницы в картинке, которую даже в браузере толком не покажешь: по-настоящему ее можно только испытать на собственном опыте.

Опыт (любой) вообще странная штука. Его можно приобрести постепенно, а передать сложно. И еще, сам по себе опыт не очень хорошо продает. В отличии от мегапикселей.
Контраст
Часто ловлю себя на том, что у R5 контраста слишком дофига, постоянно хочется его убавить в Лайтруме, иногда до -100.
Опыт съемки
R5 прозрачнее и незаметнее чем сопоставимые кэноновские зеркалки. Снимает легко и непринужденно, не отвлекает. Ничего нигде не тормозит, не лагает и не мешает. Из за цепкого и быстрого фокуса реже возникают моменты когда он делает не то, что хочется, и, из за этого, на него обращаешь меньше внимания.

Как минус — снимать им настолько легко и кадр настолько ничего не стоит, что я делаю кучу лишних картинок и потом дольше их удаляю.
Видео
Кнопка есть, нажимать не пробовал.

Сорри. Почему-то мне неинтересно ни снимать видео ни смотреть их.
Фильмы Вернера Херцога не в счет.

В каком-то смысле я боюсь и избегаю видео. Потому что в нем нет удобного поиска и оно тратит мое время как ему захочется, чаще бездарно.
Скорость записи
На новые карточки CFexpress 50-мегабайтные RAW сохраняются мгновенно. То есть, вообще мгновенно.

Сброс картинок на макбук, через CFexpress ридер, тоже огненный: прямо реально около гигабайта в секунду проскакивает.
Батарейка
Такая же LP-E6(NH) как в 3-м пятаке и многих других поделках Кэнона. Ура!

Жизнь от одной зарядки — поменьше чем у зеркалок, но, в целом, сопоставимо. Никакого беспокойства, или батарейки убывающей на глазах как у беззеркалок былых времен.

Если вы простой бездельник-любитель, как я, и у вас есть хотя бы одна запасная батарейка, то можно жить и в ус не дуть.
В сравнении с 5D II/III/IV
Как вы уже поняли, переход Кэнона на mirrorless это история про умный автофокус, видео, новый байонет и объективы размером с телескоп Хаббл.

Но, парадоксально, обратно все равно не очень хочется. Будущее побеждает. После того, как приехал R5, я ни разу не взял с полки старый 5DIII. А это довольно надежный индикатор.

Кроме того, я посмотрел на файлы R5 и заказал у дилера новый Хассель X1DII, который точно такой же как старый X1D, только включается чуть быстрее. Потому что в плане картинки это, по-прежнему, два разных мира и разрыв между ними не сократился.
В сравнении с Sony a7(любой)
Примерно как iPhone vs Android (тоже любой).

В том смысле, что и у той и у другой системы найдутся свои фанатики, готовые с утра до ночи колотить друг друга багетами на потеху публике. Но мы-то с вами знаем…
В сравнении с камерами из других ниш
За прошедшие со времен первого 5D годы, полнокадровые 35мм камеры сами стали нишевыми. Это некая ниша фото-видео комбайнов для всех и вся.

Они делают все и довольно неплохо. Но, при этом, в каждом отдельном жанре уступают чему-то еще.

Наверное, единственные жанры, где они пока незаменимы, это съемка гусей-лебедей с телефото и всяких динамичных сюжетов, где нужен быстрый автофокус и более-менее приличная оптика.

Но, как вы знаете, фотографии гусей и футболистов все примерно одинаковы. Кажется, человечество их произвело уже столько, что можно больше не создавать новых, достаточно чтобы AI выбирал подходящие по ситуации старые, из глобального архива.

Ладно, пора закругляться.
Что круто
- Быстрая интуитивная камера, незаметная как воздух.
- Автофокус.
- Скорость записи на CFexpress.
- Старые EF-объективы отлично работают через адаптер.
- Удобно снимать винтажными линзами.
- Кастомизация: одна из лучших, что я видел, в жанре «все для всех».
- Обратно на 5D не хочется.
- Лейка М10 больше не кажется дорогой.
- Просто цельный и качественный инструмент. Вы когда последний раз такое видели?

Что отстойно
- RF L объективы весят много кан и не умещаются на татами.
- Цвет — остался как был, или, даже, сделал шажок назад.
- Кнопки в кучку и без тактильных маркеров — не глядя не отличишь.
- Камера похожа на VW Golf: инженерный шедевр сделанный для всех и, как результат, начисто лишенный характера и индивидуальности. И стоит примерно столько же.

Вопросы читателей
(авторские, публикую как есть)

Получается ли терпеть электронный видоискатель?
Вполне. Он весьма терпимый. При максимальной частоте обновления похож на оптический: разрешение высокое, цвет хороший, не мерцает, не тормозит, блэкаут минимальный или отсутствует.

Нужен ли он вообще?
В солнечный день очень даже.

Не кажется ли камера слишком хрупкой после третьего пятака?
Неа. Скорее, даже, наоборот. Ничего не скрипит, не болтается, все собрано и подогнано точнее чем в пятаках.

Можно ли терпеть размеры EF-объективов с переходником?
По длине, от экрана камеры до кончика объектива, что зеркалка + EF, что беззеркалка + адаптер + EF, получается одинаково. Особой разницы нет.

Можно ли сделать ч.-б. картинку в видоискателе?
Да, можно, через picture styles.

Есть ли возможность менять мегапиксельность ро-файла?
По-моему нет. По крайней мере, сходу не увидел. У жпега / HEIF можно.

В нём же есть Heif, да? Сильно меньше становятся файлы по сравнению с обычными cr2? И там вроде теперь cr3.
HEIF есть, но, мне кажется, вы его с чем-то путаете. HEIF не замена RAW, а, скорее, замена жпегу. Размер у HEIF примерно как у жпега, при, технически, «более лучшем» качестве.

Есть ощутимые изменения по "весу"? Насколько он по ощущениям меньше и легче 5д3?
Сама камера немного легче и меньше сопоставимой зеркалки (5D/II/III/IV), но с надетыми на нее топовыми RF объективами, наоборот, получается габаритнее и тяжелее.

Какое из новых стекол хочется в первую очередь?
Лично мне, наверное, 100/2.8 Macro или 100-500L. Ни того ни другого пока нет у британских дилеров.

Хотелось ли после R5 вернуться на зеркалку?
Не, ни секунды.
Вердикт субъективный
Хорошая камера.
Умеет все, сделана для всех.
Включая меня.
Вердикт объективный
Все течет, все меняется.
Теперь так.
Made on
Tilda