Leica M10 —
Правдивый Обзор
Что простому нормальному фотографу известно о Лейке М? Не так и много. У простого нормального фотографа Лейки М нет. Иначе слово «нормальный» в первом предложении пришлось бы зачеркнуть. Иногда Лейка M появляется у одного из знакомых нормального фотографа. Тогда этот знакомый постит в Инстаграм, что у него теперь есть Лейка. Затем он начинает говорить на всех форумах и углах, независимо от их тематики, что нет ничего круче Лейки и никого круче тех, кто снимает Лейкой. Затем его, наконец, ловят и тащат в сумасшедший дом. Бедняга упирается, машет руками и что-то кричит, а друзья с тревогой и облегчением смотрят ему вслед.

Не очень-то информативно выходит, не так ли?

Но это не беда, потому что теперь у вас есть правдивый обзор — оплот здравомыслия в этом подвижном мире. И источник бесценной информации заодно. Как и все предыдущие, этот обзор написан субъективно, ненаучно и предвзято — а значит правдиво.
Зачем Leica M10?
Затем, что любопытство. Камеры мне интересны сами по себе, отдельно от фотографии, просто как объекты человеческой культуры. В них довольно много всего: промышленный дизайн, инженерная мысль, технологии, эстетика, этика, коммерция. Когда я беру в руки новую камеру, мне интересно, кто ее сделал и как, какие ценности в нее заложены, какие ощущения она вызывает, как она работает, что и как я ей буду делать.

В практическом же плане, мне захотелось небольшую камеру для повседневной городской фотографии, с полнокадровым сенсором, которая была бы Как Leica Q, но чтобы можно было снимать более длиннофокусными объективами.
Как ее обозревать?
M10 довольно интересная камера, про нее можно что-то написать. Но что? Мегапиксели, динамический диапазон, вот это все? Это вы и без меня найдете в интернете. Давайте лучше я напишу про саму идею этих странных камер и опыт в общих чертах, а потом покажу немного картинок, если получится.

Дальнейшее будет написано для тех, кто более-менее понимает о чем речь, знает что такое дальномерные камеры и чем Лейки-М отличаются от не М.
Модельный ряд Леек М
Все Лейки М-серии внешне похожи друг на друга как творения Фердинанда Порше, и в их модельном ряду сам черт ногу сломит. Поэтому для начала приведу небольшой и неполный гайд по основным моделям цифровых Леек М, в хронологическом порядке. Возможно кому-то пригодится.
M8
2006

Первая цифровая дальномерная Лейка.
Кропнутый сенсор, тормоз.
M9 / M9-P
2009

М9 первая полнокадровая камера М-серии. Немного тормоз. Известна характерной цветопередачей — картинка похожа на слайд.
M9-P то же самое, но без красного логотипа-точки спереди.
И M9 и M9-P подвержены коррозии сенсоров.
M (240 / 262 / Monochrom)
2012

M240 новый сенсор и Live View.
M262 то же самое, но без видео и Live View.
Monochrom — снимает только в ЧБ, соотв. разрешение картинки чуть выше и меньше подвержена муару.
M10 / M10-P / M10-D
2017

Корпус стал тоньше и приблизился к оригинальным пленочным Лейкам, начинка быстрее, меньше кнопок. Добавился механический диск ISO.
M10-P более тихий затвор и без красного логотипа.
M10-D то же самое, но без дисплея и с фейковым рычагом перевода кадра, который не делает ничего, но за который, впрочем, удобно держаться.
В чем смысл Лейки М?
— Зачем она вообще нужна в XXI веке?
Затем чтобы ее все ненавидели из за цены Как любой коммерческий продукт, она существует затем, что люди ее покупают.

— Почему они это делают?
— Официально, по версии самой Лейки, потому, что она «быстрая, маленькая, простая в управлении и незаметная». Но это тупо. Под это описание попадает куча других недорогих камер, включая телефон в вашем кармане.

В чем же настоящий смысл?
Дизайн
Очень современный. По меркам 50-х годов прошлого века. По меркам же нашего времени, этот дизайн скорее равнодушен к пользователю. Он отражает не то, что человек хочет делать (mental model), а то как предмет устроен и как он работает (implementation model).

Лично мне это скорее нравится. Это отрезвляет и возвращает чувство реальности.

А снизу у неё имитация дизайна, как и у всех Леек М. Чтобы достать карточку или батарейку, надо повернуть замок и снять всю нижнюю панель целиком.
Примерно так открывалась задняя крышка старой пленочной Leica M3. Принципиальное отличие в том, что на пленочных камерах эта крышка была функционально необходима и ничего не имитировала.

Но, кроме нижней крышки, эту камеру грех пинать за дизайн, потому что больше у нее ничего нет. У нее нет портов для кабелей, микрофона, автофокуса, видеорежима, переключателя серийной съемки… даже диоптрийной коррекции видоискателя нет. Также на ней нет перманетных маркетинговых надписей и кнопочных фиксаторов дисков, которые идиоты делают для дебилов.

Здесь читатель может возразить, что, мол, фиксаторы дисков, вообще-то очень удобны, и вспомнить как у него диск режимов на его старом Canon 5D однажды повернулся об куртку, а он и не заметил. На это я могу только ответить с глубоким удовлетворением: «Так тебе и надо, читатель», и продолжить свое повествование.
Картинка
Просто обычная нормальная картинка. Все камеры выпущенные за последние пять-шесть лет весьма неплохо снимают. Сравнивать их по качеству изображения это как сравнивать современные автомобили по способности довезти вас из А в Б. Любой довезет. Различаться будут только ощущения, и то, незначительно.

Иногда бывают исключения — выдающийся вау-цвет Хасселя или посредственный и пережареный Сони серии а7, но, в остальном, все камеры примерно похожи, плюс-минус.

Некий свой характер у М10 есть, но вообще я бы не сказал, что она особенно выделяется на фоне других приличных камер. Впрочем, из приятного, пока кажется, что красный у нее заметно лучше чем у соседей по палате. И цвета человеческой кожи тоже очень хорошие прямо сразу:
Как ей снимать?
По возможности, не обращая на нее внимания. Это лучшее, что вы можете сделать. Правда. Снятое дальномерной камерой заведомо выходит не совсем как вы видите, просто потому, что фотограф видит не то, что видит объектив.

В итоге, со временем, фотограф сдаётся и начинает снимать то, что происходит, не обращая внимания на незначительные детали. Быстрее, проще и увереннее. Все равно ничего не получится.

Здесь прошаренный читатель может заметить, что можно же включить Live View и снимать по экранчику. Но я считаю, что это моветон. Взял дальномер в руки — изволь страдать. Щурься, жмурься и совмещай несовместимое. А по экранчику — так всякий сможет.
Дальномер лучше зеркала?
Если был бы лучше, то дальномерные камеры вытеснили бы зеркальные в свое время. Но произошло ровно обратное. Дальномер в камере — это анахронизм. Хотя и прикольный по-своему. Как пишущая машинка.
Дальномерный опыт
На него часто ссылаются в обзорах, мол, съемка Лейкой-М это особый опыт, который отличается от всего остального. Но чем именно? В чем он заключается?

Все очень просто. Большинство современных камер, зеркальных или беззеркальных, переносят фотографа на оптическую ось объектива, буквально помещают его на место кадра. Фотограф видит кадр, в точности или почти в точности, как тот получится. И затвор срабатывает где-то перед глазами фотографа. Вся фотоиндустрия много десятилетий подряд упорно работала чтобы этого эффекта добиться.

Дальномер — всего лишь один из давно пройденных этапов этого инженерного пути. Инновация примерно столетней давности. Снимать с дальномером гораздо удобнее чем, накрывшись черной тряпочкой, фокусироваться по матовому стеклышку, а потом, матерясь, всовывать на место стеклышка фотопластину. Но еще не так удобно как зеркальной камерой.

В дальномерных камерах фотограф находится где-то сбоку от оптической оси объектива и поэтому видит не совсем то, что увидит объектив. Получается немного другой опыт: контакт фотографа с миром не прерывается, и камера щелкает затвором не перед глазами, а где-то сбоку.
— Правда ли, что Лейкой можно поймать момент точнее чем зеркальной камерой потому что у нее лаг затвора меньше ?

— Никаких научных подтверждений этой легенды я пока не встречал. Все современные зеркальные камеры очень шустро своими затворами клацают. По ощущениям Leica M10 не кажется мне ни быстрее ни медленнее зеркалок.
Маленькие помощники
Они незаметны как воздух, поэтому про них редко пишут в обзорах камер. Тем не менее, в любой современной камере их целая толпа: автофокус, стабилизатор, умные сенсоры, которые гасят экран и включают видоискатель, стоит поднести камеру к глазу и много кто еще.

Все эти маленькие ребята старательны, но глуповаты и работают идеально только в идеальных сценариях. Реальная же жизнь не идеальна и полна шероховатостей. Поэтому иногда даже лучший автофокус фокусируется не туда куда хочется или не фокусируется вообще, стабилизатор мешает и жрет батарейку, а сенсор видоискателя внезапно принимает жену за шляпу и отключает экран когда тот нужен. Это создает едва заметную фоновую фрустрацию от борьбы с умным инструментом.

В Лейках М-серии проблема маленьких помощников решена довольно радикальным образом. Их нет. Кроме, разве что, экспозамера. И это действительно важное отличие от других камер. Нет помощников — нет фрустрации.

В каком-то смысле, эта камера проста как меч: если пользователь взмахнул мечом и нечаянно отрубил себе уши — ему некого винить и не на кого гневаться. Вокруг никого нет, только звенящая тишина.
Что видно в видоискатель?
В видоискатель видно объектив и иногда собственные уши пальцы. Еще видны рамки, которые показывают где, примерно, будет кадр, в зависимости от того, какой объектив надет. При надетом полтиннике камера показывает пару рамок для 50 и 75 мм. Посередине кадра светлый прямоугольник дальномера — в нем детали двоятся когда не в фокусе.
Еще видоискатель показывает выдержку — красное число внизу. Если покрутить колесо, то кратковременно показывает экспокоррекцию.
Удобно ли ей снимать?
Скорее да, если не ожидать религиозного экстаза и быть толерантным к собственным ошибкам. Важно понимать, что это примитивный, по современным меркам, инструмент. Кроме экспозамера она ничего за фотографа не делает и никаких утилитарных проблем, кроме, может быть, размера камеры не решает.

— Что-то не в фокусе? — Ничего страшного. В другой раз. Резкие фотографии, сами по себе, никого не сделали счастливее.
Объективы
Очень хорошие. Для первого знакомства я купил два популярных системных объектива: старенький Elmarit 2.8/90 и новый Summilux 1.4/50.

Оба отличные и удивительно маленькие. Особенно по меркам последних лет, когда даже простые 50/1.4 у всех брендов, как на подбор, стали размером и весом с бутылку шампанского.
Объективы полностью механические: никаких контактов, электроники, прыгающей диафрагмы. Оба очень резкие, практически без хроматических аберраций, все плавно крутится и приятно щелкает.

А еще у них встроенные выдвижные бленды. Такие же я видел у некоторых старых Минолт, но бленды Минолты были круче — у них в конце пути был скрытый магнитик, который их фиксировал с приятным щелчком.
Для кого эта камера?
Здесь я открою вам ещё один страшный секрет — времена Мартина Мункачи, Картье-Брессона и Родченко прошли. В XXI веке великие фотографы и художники, если они еще остались, не пользуются Лейками. И репортеры не пользуются. Какие-то, может, и пользуются, но это, скорее, исключение.

Чтобы сделать фотографию — как высказывание, задокументировать событие, рассказать историю — никакая особенно дорогая камера больше не нужна. Любая подойдет. Вон, великий Айвейвей вообще телефоном снимает когда ему надо и не жужжит.

Но, зато, в мире есть куча энтузиастов. Людей, у которых нет никакой высшей миссии или цели, и которым, чаще всего, нечего сказать. При этом им нравится сам процесс фотографирования, и они готовы платить за неудобства и анахронизмы, просто потому… что им так нравится. И это ок.

Основная аудитория этих камер — не люди искусства и не журналисты, а китайские, американские, и европейские обыватели, фото-любители. В основном это мужчины среднего возраста и среднего социального класса ищущие чем бы себя развлечь.

Когда выходит новая Лейка-М, фанаты бренда затаив дыхание ждут и втайне желают чтобы она была как старая. Зачем ее тогда покупают? Похоже на некий негласный договор: Лейка делает такие камеры, а те, кому они нравятся, их покупают. Даже если у них уже есть несколько Леек. Просто чтобы Лейке и дальше было на что их делать.

Эта история не прагматична. Как с автомобилями: те, кто покупают Порше с механической коробкой, делают это не чтобы как-то особенно лучше попадать из А в Б или получать призы в гонках. Большинство даже на трек не выезжают. Но при этом им интересно испытывать ощущения и получать опыт. Каково это, жать на тугую педаль сцепления, втыкать передачи и испытывать весь комплекс ощущений от управления Порше?

Так же и с этими Лейками. Они сделаны не чтобы выполнять функцию, а чтобы получать опыт, испытывать ощущения: крутить диски, совмещать картинку в прямоугольничке дальномера, жать на кнопку спуска и слышать щелчок затвора.

Делать хорошие фотографии Лейкой М10, наверняка, тоже можно. Если бы я знал, что такое хорошие фотографии и зачем их делать, то обязательно рассказал бы как.
— Стану ли я снимать лучше с Лейкой?
Скорее всего не станете. Чтобы лучше снимать, нужно суметь ответить на вопрос: «Что значит "лучше"?» А потом сосредоточиться на том, что, как и зачем вы снимаете, а не на камере.
— Стану ли я хуже снимать с Лейкой?
Скорее всего станете. Если полистать группы на фликре, то леечные самые унылые. Ни в каких других группах больше нет такого гомогенного скопления неинтересных, невыразительных и бессмысленных фотографий.

Этими камерами приятно снимать, поэтому, как это ни парадоксально, но кажется, они провоцируют не очень хорошую фотографию. Удовлетворение от процесса легко заменяет результат.

Бывают исключения. На то они и исключения чтобы бывать.
— Но картинка у нее хотя бы лучше чем у моего Кэнона?
— С ума сошли? Конечно у вашего Кэнона лучше.
Сколько в ней реальной ценности, а сколько маркетинга?
Люди очень плохо умеют определять ценность чего либо самостоятельно, не ориентируясь на цену и чужое мнение.

Маркетинга, бренда и легенды в Лейке, определенно, очень много. Настолько много, что сложно оценивать саму камеру отдельно, как инструмент.

Берешь ее в руки — тяжелая и стоит десять тысяч долларов с объективом вместе. Даже ближе к двенадцати в британской реальности. Это приятно, но это же знание и мешает.

По-отдельности, каждая из частей М10 не является чем-то выдающимся или лучшим в классе. Сенсор, даже по меркам 2017 года, весьма средненький. Цветопередача? Спокойная, скорее хорошая, но ничего особенного. Объективы системные — очень хорошие, но не факт, что лучше чем у Цейсса или того же Кэнона. Компактнее — пожалуй да. Я не знаю других объективов настолько хороших при таких маленьких размерах. Удобство? Точно нет. Прочность, надежность? Не верю. Лейки любят уход и сервис. Даже моя Q уже побывала в сервисе за свою недолгую историю.

— В чем же ценность тогда? — Для большинства людей ни в чем, кроме того, что это такая совокупность частей, которой приятно пользоваться.
Как так вышло,
что простой инструмент превратился в предмет роскоши? Почему так получилось? Да потому что вы же сами и виноваты. Какую камеру вы купите, чтобы друзьям в пивной хвастаться? С 12 режимами, 6к видео, квантовым стабилизатором и системой распознавания животных, или черный кирпичик с диском выдержек, у которого даже автофокуса нет? Вот поэтому так и получилось. Иногда простые вещи становятся нишевыми и дорогими из за любви человечества ко всему непростому.
В сравнении с Leica Q
В Лейке Q очень много ценностей от М — простота, прямое управление фотографией, элементы дизайна. Но, при этом, Q — современный продукт.

M10 более архаичная. Все электронное, намеренно или случайно, выглядит на ней как инородная нашлепка. Посмотрите, как блок с экраном и кнопками прилеплен.
Ощущения тоже различаются:

Q — легкая, внутри побрякивает стабилизатор, экранчик светится, автофокус жужжит, после срабатывания затвора показывает картинку, если не отключить в настройках.

М10 — тяжелая, монолитная, внутри ничего не болтается, не жужжит, не светится. После срабатывания затвора мигает красный диод — картинка записалась. Картинку не показывает, если не включить в настройках.

Что круто в Q:
- легкая
- с автофокусом и стабилизатором
- лепестковый затвор
- evf

Что круто в M10:
- тяжелая
- без автофокуса и стабилизатора
- сменная оптика
- очень быстрая, быстро пишет, проглатывает кадры мгновенно
- батарейки надолго хватает
Впечатления
Испытал ли я что-то новое? Понравилось ли мне?
Новое — не сказал бы. А понравилось — разве может не понравиться камера, на которой нет диска режимов и кнопки "picture style"?

Я только что понял: в ней нет ничего, что мне не нужно. Кроме, может быть, вайфая. Но он спрятан глубоко в меню и не мешает. В этом и ценность. Не в наличии чего-либо, а в отсутствии ненужного. Это мимолетная иллюзия того, что тебя понимают.
Вопросы и ответы
Вопросы от читателей, из ЖЖ в основном. Орфография и пунктуация авторские, отвечаю как умею.

— Такой же пылесос как и Panasonic?
— А с каким Панасоником ее можно сравнить? Вообще, в Лейку-М пыль попадает точно как же, как и в любую камеру со сменными линзами. Пыли все равно куда попадать, она плохо различает бренды. Никакой особой защиты от пыли у М10 нет, системы очистки тоже.

— Является ли возможность смены объектива единственным преимуществом над Q?
— Как минимум, Q — это современная камера с автофокусом. Но при этом, при желании, ей можно снимать почти так же как М. Более высокая цена М10 предполагает, что она лучше. Но если напрячь волю и на минуту забыть, что сколько стоит, то ответ не будет таким уж очевидным.

— Прямоугольные кнопки у M10 (и, теоретически, у Q2) на задней панели удобнее аналогичных круглых у Q?
— Возможно в каких-то случаях прямоугольные лучше, например, для перчаток. Но они какие-то неидеальные и немножко шевелятся и покачиваются в своих гнездах. Лично мне маленькие тугие круглые кнопки у Лейки Q нравятся больше.

— каково таскать эту тушку весь день в руках?
— Это маленькая, тяжелая и не очень удобная камера, и таскать ее в руках не очень удобно.

— эргономика вызывает вопросы
— Это утверждение?
Вердикт
Плюсы:
Это просто фотоаппарат.
В нем есть то, что нужно.
И нет того, что не нужно.

Минусы:
Отсутствие ненужного — дорогое развлечение.
Чем больше ненужного отсутствует, тем дороже.

Заключение:
Так получилось, что просто фотоаппарат, кроме Лейки, никто в мире больше не делает. Что больше говорит о мире чем о Лейке.

Поэтому эстетам, дизайнерам и всяким психам она должна нравиться. Точнее, у нас нет особого выбора. Это функционально-эстетический хардкор.

В целом, Лейка — компания-молодец. Мне нравится, что эти камеры есть. Они просты и умеренно-хорошо сделаны. О качестве шрифта, опять же, кто-то позаботился. Увидите на улице Лейку-М — не пинайте ее. Без нее мир человеческих предметов был бы более скучным местом.
Картинки
Все картинки в посте, кроме фотографий камеры, сняты Лейкой M10. Обработка минимальная — экспозиция и баланс белого если нужно. Конвертированы из DNG с профилями Adobe или RNI, по вкусу.
Made on
Tilda