2018
Sony a7III —
Правдивый Обзор
Хэллоу, френдз. В эфире обещанный обзор Sony a7III. Как обычно, предвзятый, необъективный, полный сомнительных выводов и досужих домыслов. То есть, правдивый.

В англоязычном мире есть такое понятие — аксиома Уодсворта (The Wadsworth Constant). Согласно этой аксиоме, первые 30% любого видео в интернете можно смело пропускать. Потому что вначале всегда полный шлак и ничего по сути дела. То же касается большинства обзоров и тестов.

Поэтому, чтобы сэкономить ваше время, я сегодня не буду писать длинную 30-процентную интру к посту. Вместо этого я напишу маленькую, скажем, в три процента. И раз так вышло, что вы ее уже прочитали, то и пропускать дальше ничего не нужно. Более того, я сэкономлю вам еще больше времени и сразу оглашу вердикт.
Плюсы
• Очень хорошая камера.
• Умеет все.
• Сделана для всех.

Минусы
• Кроме меня.

Вердикт
С одной стороны, я не очень люблю компанию Sony. Так получилось, что у нас мало общих ценностей. С другой — похоже, что зеркальные камеры уже собрали чемоданы и готовы отправиться в прекрасное далёко, вслед за динозаврами. Но пока не отправились.

Дальше, если вам все еще интересно, сам обзор.
Парадигма, абстракция, перспектива
Читая подобные посты, мы подсознательно задаем себе одни и те же вопросы: «Кто это пишет?» и «Похожи ли мы?». Не ответив на них, из написанного нельзя извлечь никакой пользы.

Так вот, кто я? Каков мой вклад в несущуюся к коллапсу цивилизацию? Моя жизнь не предлагает ответов. При этом, я часто фотографирую то, что вижу. Зачем — точно неизвестно, но так получается естественным образом.

Чем я фотографирую? — Всем. Даже телефоном. Звучит диковато, однако для меня это самый простой инструмент, которым все выходит неидеально и с пространством для интерпретации, примерно так, как я и чувствую.
При чем здесь тогда полноценные фотоаппараты? — В общем-то ни при чем. Для меня, фотоаппараты парадоксально слабо связаны с фотографией. Они про другое — про технологии, дизайн, инженерию, этику и коммерцию. Камеры — материальные объекты человеческой культуры. Я к ним испытываю антропологический интерес.

Более совершенный фотоаппарат может скорее ухудшить или затруднить мою фотографию. Тем не менее, я готов им пользоваться из любопытства. Мне интересно, кто его сделал, как и для чего. А также, что я им буду делать и какие ощущения он у меня вызовет.

Такова отправная точка.
Камера и линзы
Итак... сегодня у меня в руках Sony a7III с объективом Sony Zeiss FE 50mm f1.4 ZA Planar T*. Кроме того, у меня есть адаптер Metabones IV поколения с Кэнона на Сони и куча всяких линз для Кэнона. Ими я и буду тестировать.

Небольшое отступление про линзы: иногда знакомые и незнакомые люди просят меня посоветовать им недорогой объектив для Canon / Sony / Fuji и т.п. И я каждый раз вздрагиваю. В основном потому, что это спрашивает человек, у которого в кармане лежит телефон снимающий лучше чем камера Картье-Брессона. И вместо того, чтобы идти и снимать лучше чем Брессон, он про объективы какие-то спрашивает.

Так что обзор, вроде бы, про камеру, однако, картинки, которые вы увидите дальше, в основном сформированы рисунком выбранных объективов и лишь отчасти камерой. И еще отчасти жпег-компрессией Тильды.
Дизайн
Корпус a7III стал лучше по сравнению с предыдущими сонями. Более удобная ручка, более приятный текстурированный пластик. Кнопок проще достичь.

Больше не нужно быть матерым проктологом чтобы суметь нажать кнопку Menu. Что, впрочем, не является такой уж хорошей новостью ввиду некоторых свойств этого меню, но о них ниже.

Общая эстетика камеры по-прежнему весьма формальна, без любви к продукту и человеку. У Сони либо не хватило сил и внимания, либо просто нет понимания, что продуманные детали кому-то могут быть важны.

Почему у кнопки С4 иконка на кнопке, а "С4" написано рядом, а у кнопки С3 наоборот: иконка рядом, а "С3" написано на кнопке?
Да нипочему.

На самом деле, я думаю, что знаю почему. И заранее их за это не люблю. Но это тема для отдельного эссе про плохой дизайн и витьеватый ход мысли в голове у тех, кто его делает.

Также я этим людям не могу простить перманентные маркетинговые надписи на камере и общее дурновкусие.

Вся камера густо покрыта уродливыми лейблами: "4K", "SteadyShot inside", "T*", "Wi-Fi", "NFC". — Зачем фотографу нужен этот визуальный шлак? Почему мой ум должен отфильтровывать бессмысленное, бесполезное и некрасивое каждый день за £2k? Неясно вовсе. Президент Сони по дизайну краснеет, потеет и виновато кланяется в ответ. Но харакири не делает.
При всем богатстве ненужных надписей, нужные крышки портов не подписаны. Вся краска и усердие ушли в лейблы.

Куда ее заряжать? Куда совать HDMI? У вас три попытки чтобы угадать:
Продолжает экскурсию в мир функциональной беспомощности диск выбора режимов. Не знаю, кто начал первый, но до сих пор бренды лепят его на свои камеры просто потому что все остальные тоже так делают. Камон, чуваки! XXI век наступил! На нос себе этот диск приделайте и ходите с ним.

А еще диск экспокоррекции под старину — вообще сбой в мироздании на данной конкретной камере. Он тугой, неудобный, неприятный и экспопоправка отображается на экране с конским лагом.

А еще — то, что он показывает, не обязательно соответствует тому, что на самом деле. Потому, что можно диск установить в +2, а потом экспопоправку через меню выставить в –3. Получаем камеру, у которой диск коррекции показывает +2, а коррекция на самом деле –3.

И это не смертельно. С этим знанием можно жить, а камерой по-прежнему можно снимать. Однако, если отбросить ложную политкорректность, то следует признать, что человек допустивший такое в коммерческом продукте, идиот и должен быть уволен.

Про все это редко пишут в обзорах, потому что большинство обзоров тоже пишут идиоты, но вся Sony a7III полна подобных ляпов и нестыковок. Это просто очень плохой продукт с некоторыми хорошими характеристиками. Парадокс.
Качество картинки
Формально очень хорошее. Скорее всего, сейчас это один из лучших сенсоров на рынке по шумам, детализации и съемке в темноте.

Однако, по цветам и просто эстетически картинка выглядит грубовато после Кэнона или Лейки. Цвета посередине диапазона более-менее ок, а в тенях обедненные и пережаренные. Тона кожи и дерева вообще дюже скверные, о них ниже.

Это, вот, прямо камерный жпег с нейтральными настройками:
Sony a7III, FE 50mm 1.4
Посмотрите на цвета дерева, например. Во-первых, там самих цветов очень мало, всего несколько. Ни о каком богатстве полутонов и плавных переходах нет и речи. А во-вторых, все эти всплески свекольного перемежающиеся с областями псиво-зеленоватого имеют мало общего с реальностью. Клянусь вам как владелец столика.
Еще про цвета
Первое впечатление, которое так и не прошло: у этой камеры на выходе все насмерть передрючено на потеху обывателю искренне верящему, что чем насыщеннее и контрастнее изображение, тем оно лучше. Ниже сравнение: камерные жпеги Sony a7III (слева) и Leica Q (справа).
Несмотря на заявленный широкий ДД, картинка у Сони ориентирована на основной двигатель капитализма — китайского уездного мещанина собравшегося в тур-поездку. Поэтому цветом и контрастом она напоминает виниловую скатерть из любимой нашим героем лапшичной в Гуанчжоу. Пластиковый зеленый, все светлое выбито почти в белый, цветочки орут о помощи так, что заглушают все вокруг. Зато ярко.

Леечный жпег тоже не лишен причуд, но он, по крайней мере, не кричит и не бьет меня ногой в лоб с разбегу. И, на откалиброванном экране, по цветам гораздо ближе к тому, что я вижу глазами. За что ему спасибо.

Все это распространяется и на RAW также. Там у Сони такая же дичь, если это не мировой заговор Adobe и Phase One наделавших для a7III нарочито адских профилей.
Скин-тона
Передача оттенков человеческой кожи не дается компании Сони. Ускользает от нее. Как искусство четкой речи от Леонида Ильича на склоне лет.

Sony a7III не исключение. Скин-тона сильно хуже чем у соседей по палате. Видели столик в примере выше? Так же она и оттенки кожи в тенях рендерит.

Ниже пример, это ISO 8000, тем не менее, посмотрите на лоб, как там мало оттенков в тени и какая там фракция серо-сине-зеленого цвета. Она видна везде, независимо от настроек и софта. Лечится в пост-обработке, например, некоторыми пленочными профилями RNI. Ни с одной другой камерой мне не приходилось так бороться даже на тех же высоких ISO.
Sony a7III, C1, default
Sony a7III, C1, RNI Fuji Astia 100F
Меню
Если вы, боже упаси, дизайнер, и если жизнь и рассудок вам дороги, то покупать эту камеру вам не следует ни в коем случае.

Сперва все для вас будет как прежде. Но потом, в один не очень прекрасный день, вы обнаружите что вам понизили зарплату. И коллеги на вас как-то странно смотрят. И на Винзавод с лекциями вас больше не зовут, и вообще, сама ткань жизни как будто сжалась и съежилась.

А все дело в волшебной камере, которую вы недавно купили. Оказывается, в ней есть меню, а в нем необычайно мерзкий шрифт. Это даже не Гельветика, а нечто безликое по ее мотивам сжатое с боков. Не конденсное начертание, а вот прямо взяли и сжали шрифт. Так, что вертикальная палка у "Т" стала 3 пикселя, а горизонтальная 4. И иконки некоторые сжали.

В отдельных азиатских культурах, где письмо иероглифическое, народ очень свободно обращается с пропорциями графики и шрифта. Могут фотку в объявлении сжать или растянуть, лишь бы влезала. Все равно это некая условность, символ.

И, если вы не азиатский дизайнер и у вас нет иммунитета, то вы на это меню смотрите день за днем, и оно у вас в сознании регистрируется как нечто допустимое, как немного неказистая, но, все же, часть нормы. Ну да, ну сжали чуток, немного некрасиво, но все же понятно, что здесь такого? И вот с этого-то кванта приятия, малого акта непротивления большому злу, и начинается падение. Когда дизайнер берет в руки Sony a7III и нажимает кнопку Menu, в его руках разверзается маленький, 3–4 дюйма, портальчик в ад. Причем, ад для всех нас. Это же дизайнер, он сейчас в меню смотрит, а уже через пять минут творит для масс.

К счастью, я больше не дизайнер, и в моих руках это меню не так опасно. Однако, даже я предпочитаю не открывать его без крайней нужды. А когда открываю, то защищаюсь от него тем или иным ментальным трюком: убеждаю себя, что эта камера не моя, а тетушки Сяомин, что бесконечно добра и беспечна, да пребудет с ней милость неба, и что все пройдет, и что когда меню закрыто, то его нет.
В обзорах и тестах это меню не пнул только ленивый. Нет в мире более простого и удобного занятия чем пинать меню камер Сони. Внешне оно похоже на меню Кэнона — табы, цвета — вроде все то же самое. Но стоит начать им пользоваться, как становится очевидно, что его делало какое-то животное оседланное эффективным менеджером. А то и наоборот.
Скорость включения
Немного тормоз. Обычно 2–2.5 секунды до момента, когда все полностью готово включая автофокус. Если выключить и затем сразу включить, то вообще секунд пять ждать придется, пока кирпич превратится обратно в камеру.

Для сравнения — 5DIII всегда включен и готов, а Leica Q готова быстрее секунды, независимо от тяжести обстоятельств, если только на карту не пишет в это время.
Автофокус
Хороший и достаточно быстрый, когда работает. И плохой когда не работает.

Еще он показывает нам будущее — то, где все летает и автономные дроны жалят зайцев лазером. У него с десяток режимов и функций, из которых самым замечательным мне показался следящий lock-on фокус. В нем камера захватывает объект и прямо следит за ним. И делает это «более лучше зеркалок».

То есть, раньше мы сначала фокусировались, а потом перекомпоновывали кадр как надо, и фокус мог уехать. А теперь можно сфокусироваться, перекомпоновать, и камера все это время будет следить за тем местом, на котором сфокусировалась. И ведь следит!
Точнее, иногда следит. А иногда не следит. В этом и подвох.

А иногда вообще перепрыгивает спонтанно куда ей в голову взбредет. Хотя, возможно, я этой фичей неправильно пользуюсь и для успеха ей нужно чтобы объект двигался в неподвижном окружении.
В полумраке фокус a7III может работать, а может не работать. Как повезет.

Причем, при такой освещенности, когда 5DIII еще фокусируется быстро и уверенно. Заранее никогда не знаешь. Еще может при отличной освещенности на чем-то простом вдруг начать рыскать.

Из хорошего — на отдельную кнопку можно повесить автофокус по глазам. Когда камера видит лицо, то фокусируется по ближайшему глазу. И вот эта вот фича единственная, которая никогда не подводит. Со следящим фокусом работает всегда и практически идеально. Это, фактически, единственный надежный и безотказный режим фокуса во всей камере. Прямо мертвой хваткой человеку в глаз вцепляется и тащит. Привет, доктор Хоффманн:
В целом, по скорости, автофокус у а7III тормознее чем 5D, но не сильно. По цепкости — днем, и если не глючит, то на равных. А при слабой освещенности или на однородных объектах заметно проигрывает фокусу 5DIII по цепкости и предсказуемости.

Если резюмировать, то фокус у a7III доступен в любом месте кадра, очень умный и умеет то, чего зеркалки в принципе не могут делать или делают плохо. Но, как и все умное, способен уйти в запой в любой момент менее управляем и менее предсказуем.

— А может ли она сфокусироваться по комару в полете?
— Пожалуйста:
На самом деле нет. Вы, не иначе, с ума сошли, если можете в такое поверить. Чтобы сфотографировать комара в полете, нужно переключиться в М, подойти к комару и много раз нажать на спуск. И никак иначе.
Опыт съемки
Камера формально быстрая и хорошая, но при этом со временем не становится незаметной и съемка ей не доставляет особого удовольствия.

Она лишена индивидуальности и цельности. Это коллективный корпоративный продукт. Большинство контролов немного лагают и тупят, причем каждый по-своему. Особенно бесит лаг значения диафрагмы: диск диафрагмы крутишь на линзе, а значение на экране меняется с задержкой. Прямо ждать надо пока оно обновится, как будто камера со своим собственным объективом через спутник общается. Проще на сам диск смотреть.

В видоискатель посмотришь — одна цветовая температура, на экран посмотришь — другая.

Экран — старенький и стремный. Я уже и не помню такого плохого дисплея на камере. Хуже чем у 5D первого поколения. И со странностями в управлении. Чтобы в солнечную погоду что-то на нем увидеть надо идти в меню и включать "sunny day" в настройках яркости. А в помещении выключать. Цвета на экране мало коррелируют с цветами картинки на откалиброваном дисплее. Можно примерно понять, что ты снял, но сложно оценить как.

Кнопка спуска ватная. Без жесткой остановки там, где затвор срабатывает.

Все механические контролы у этой камеры действуют с разными звуками, разным усилием и разным лагом. Наверное, за каждый диск и каждую кнопку отвечал отдельный инженер со своими представлениями о прекрасном. В результате у инструмента нет единого характера: как целое эта камера не четкая и не мягкая, не собранная и не разболтанная, не быстрая и не медленная. Она никакая. Все разнородно и через жопу.
Скорость съемки
На что похожа съемка Sony a7III? Проведя сравнительный научный анализ, я пришел к следующим наблюдениям:

Так снимает Canon 5DIII (в обычном режиме): клац, клац, клац…
Так снимает Leica Q: чик-чик, чик-чик, чик-чик…
Так снимает любая Fuji-Х: вжик-чвяк, вжик-чвяк, вжик-чвяк…
Так снимает сони а7III: Вжик-вжик-хлоп! Вжик-вжик-хлоп! Вжик-вжик-хлоп!

По скорости — как вы это произносите, так оно примерно и происходит. Это быстрее и тише чем старая Sony a7r, но тормознее чем 5D или Leica Q.

Если включить следящий фокус, то чудесным образом скорость возрастает до «вж-хлоп!». Причем, чем сильнее закрыта диафрагма, тем длиннее этот «вж». А в простом одиночном режиме, даже если объект уже в фокусе, Соня все равно рыскает линзой туда-сюда и делает вжик-вжик. А в следящем не делает. До чего удивительно.

Серийная съемка — очень быстро. 10 кадров в секунду, как пулемет: «трррррррр...». При этом буфер опустошает тоже очень быстро и быстро пишет на карту, если карта позволяет. Я специально не пробовал, но естественным образом у меня ни разу не получилось забить буфер. Для сравнения, на Кэноне в реальной жизни я тоже никогда буфер не забиваю. А на Лейке иногда забиваю, она реально медленно пишет на карту.
Отзывчивость — как оно в целом?
Так себе. Одни фичи взаимодействуют с человеком почти без лага, другие нет. Обе мои другие камеры — Canon 5DIII и Leica Q более отзывчивы.

С другой стороны, a7III, в общем-то, и не тормоз-тормоз. При правильно выбранных настройках и подготовке ей можно снимать вполне быстро. И пользоваться ей можно, если привыкнуть и побороть отвращение к плохим цветам и плохому дизайну.
RAW файлы
Формально — хорошие, эластичные, по ощущениям и в экстремальных светах и в тенях больше данных чем у 5DIII. Хотя передрюченные цвета побороть не всегда просто. И эти RAW данные довольно специфические, см. пример выше со столиком, как будто битность цвета в тенях очень низкая.

В меню можно выбрать compressed / uncompressed RAW. На глаз я разницы не заметил, хотя старался. На диске RAW с компрессией занимает порядка 25 МБ, несжатый под 50.
Высокие ISO
Даже сорок тысяч и выше местами рабочие. Шум хороший, черный. На высоких ISO цвет заметно деградирует, что, в общем-то, нормально.
ISO 500
ISO 1000
ISO 40000 (не опечатка)
ISO 40000
ISO 204800, в реальности здесь так темно, что глазами цветы едва видно, просто различается как будто что-то светлое на фоне непроглядной тьмы.
Экспозамер
В стандартном умно-матричном режиме стремится переэкспонировать, почти на ступень, чтобы было ярче-наряднее и, как результат, склонен запарывать светлые области.
Звук затвора
Прежде всего, он не обязателен. Можно включить бесшумный режим и пользоваться только электронным затвором. Если вы не снимаете пропеллер освещенный светодиодом или проносящихся велосипедистов, то все будет отлично. Никаких минусов.

А если включить механический затвор, то затвором a7III хлопает сильнее чем 5D своим зеркалом. Но уже не так громко как старая Sony 7r. У той затвор был такой, что побелка с потолка сыпалась.
Батарейка
Не выдоишь за день, устанет рука. Батареища!
Зарядка
Приобретается отдельно. Верх жадности. Без нее можно заряжать батарею в камере через USB, хлипким проводком, который не до конца втыкается в свой разъем под неподписанной крышкой и болтается в нем как китайское говно в проруби. Чем он, собственно, и является.
С линзами Canon
Как повезет, но лучше чем я это себе представлял. Я купил на и-бее адаптер Metabones IV поколения и обновил его на 58-ю прошивку. В Advanced Mode кэноновские линзы работали отлично. Кроме 35 1.4L, который страшно тупил, рыскал и фокусировался один раз из трех.

Вылечилось даунгрейдом прошивки адаптера с 58 на 57-ю. С ней все мои линзы работают с соней прекрасно.

При этом скорость фокусировки всех линз немного ниже чем на родном Кэноне, но субъективно все еще попадает в категорию «быстро». Точность — иногда рыскают, но в целом сносно себя ведут.

Еще часть сониных фич с неродными линзами не работает и выбор режимов фокуса сводится к S/C и фокусу по лицу/глазам. Но это ок, так даже проще жить.

Вообще, по части выбора линз, Sony самая крутая система сейчас. На ней можно снимать всем — родными объективами, объективами других зеркальных систем, винтажными, дальномерочными — вообще, кажется, всем, что человечество наделало для 35мм камер.
Отличие от 5DIII
Главное отличие a7III от 5DIII в том, что 5DIII работает всегда в точности так, как от него ожидаешь, а Sony a7III почти всегда.

Объективно, глючит, повисает или не фокусируется она редко. Однако, почему-то, я такие моменты особенно запоминаю. И потом каждый раз, поднося эту камеру к носу, бываю заинтригован: что готовит мне ближайшее будущее? Загадка, напряжение, восторг!

Конечно, 5DIII отточен десятилетиями вдумчивого и качественного дизайн-процесса. И у него цвета гораздо лучше. Он эргономичный, удобный, незаметный. Все действия на нем эффективны, все под рукой или в 1–2 кликах. Но, несмотря на это, кажется, он уже слегка динозавр.

Из за односторонней совместимости линз, с Кэнона на а7III легко пересесть, а обратно сложно. Так что и Кэнон и его друзья все в большой опасности, если срочно не начнут шевелить булками.
Отличие от Leica Q
Лейка — это недорогое приспособление полезное в саду, а сони — семейство млекопитающих из отряда грызунов. Практически ничего общего.
— Надо ли продавать 5D и переходить на Sony a7III?
— Честно? Нет, не надо. Если только из технического любопытства не имеющего отношения к фотографии. Или если вы узкий профессионал снимающий свадьбы в Ханое и вашим клиентам очень нужна эта особо гадкая цветопередача. Но тогда вы и без моего поста все сами знаете.
— Значит можно смело покупать 5D или другую зеркальную камеру?
— Это уж точно не самое умное, что можно сделать на земле в 2018-м году. Так что, скорее всего, тоже нет.
— Черт побери! Что же тогда делать, чем фоточки снимать?
— В эпоху перемен истинно мудрый фотографирует тем, что ему пошлет небо.
Картинки
Камерный жпег без доп. обработки:
Линза: Canon EF 85 1.2L II
Линза: Sony-Zeiss 50 1.4
Линза: Canon EF 85 1.2L II
Линза: Sony-Zeiss 50 1.4
Линза: Sony-Zeiss 50 1.4
Линза: Canon 35 / 1.4 L
Линза: Sony-Zeiss 50 1.4
Линза: Sony-Zeiss 50 1.4
Линза: Canon EF 70–300 L
Линза: Canon EF 70–300 L
Линза: Canon EF 70–300 L
Линза: Canon EF 35 1.4L
Линза: Sony-Zeiss 50 1.4
Линза: Canon EF 85 1.2L II
Линза: Canon EF 35 1.4L
Линза: Canon EF 35 1.4L (полоски на небе от jpeg-компрессии в основном)
Линза: Canon EF 35 1.4L
Линза: Canon EF 35 1.4L
Линза: Canon EF 35 1.4L
Линза: Canon EF 35 1.4L
Линза: Canon EF 35 1.4L
Линза: Sony-Zeiss 50 1.4
Линза: Sony-Zeiss 50 1.4
Линза: Canon EF 35 1.4L
Линза: Canon EF 85 1.2L II
Линза: Canon EF85 1.2L II
Настоящий вердикт
Я прям представляю, как ей в конце года наград надают. У большинства людей глазные стебельки прикрепляются непосредственно к ягодичному нерву, поэтому ни скверной цветопередачей ни уродливой типографикой их не не напугать. Скорее всего, те, кто покупают эту камеру, вообще не знают что это такое ценят в ней некие другие аспекты.

А в остальном, это как на бумаге: набор довольно высоких характеристик. И, объективно говоря, с этой камерой вполне можно жить, если доработать напильником потратить пару дней и настроить ее по вкусу. А меню — что меню? Ну да, немного некрасиво, но все же понятно, что здесь такого?

UPD:
В итоге я с ней так и не подружился. И спустя чуть меньше года она отправилась на и-бей. Переломным моментом стала поездка на Азоры: я минут пять мялся и выбирал, что положить в рюкзак, соню или кэнон, и выбрал старичка 5DIII, за более шустрый автофокус, постоянную готовность и гораздо более приятную цветопередачу. Он немного толще и тяжелее, но когда им снимаешь, он прямо растворяется, перестаешь его замечать.

Нет, это не значит, что она «хуже зеркалок». Вполне допускаю, что если бы я любил снимать людей, то наоборот, выбрал бы соню — у нее отличный автофокус по лицу/глазам, зеркалки этого в принципе не умеют. Но тем не менее.
Made on
Tilda