2019
Hasselblad X1D —
Правдивый Обзор
Бывают вещи и инструменты превосходные, сбалансированные, прошедшие через множество итераций дизайн-процесса и лучшие в классе. А бывают первые или единственные в своем роде, создающие этот самый класс.

Такие вещи, зачастую, выходят несбалансированными, несовершенными и дорогими. Но это не очень важно. Важно только то, что у кого-то было достаточно огня внутри чтобы их придумать и сделать.

Можно ли их потом обозревать в блоге в интернете? Конечно можно. В этом мире все можно. Но не факт, что нужно. Это же, по сути, огонь чужой души в ладонях — он может быть неудобным, не таким как вы ожидали и делать не то, что вам хочется. Обжигать в конце концов.
Фото — Hasselblad ©
Читатель не хочет поэзии? Читатель хочет рационально про плюсы и минусы душевного пламени? Число мегапикселей, быстродействие, стоимость? Если да, то было бы неплохо чтобы такой читатель сгорел незамедлительно, вместе со своими мелкобуржуазными привычками, а у моего уютного дневничка стало на одного читателя меньше.

Для всех же остальных читателей, которые не сгорели в предыдущем абзаце, я сегодня не буду писать про технические характеристики этой камеры. Все это можно найти в интернете. Вместо этого я немного расскажу о некоторых аспектах дизайна и немного о том, чего пока нельзя найти в интернете — о своем личном опыте. А потом я покажу вам равки.
Дизайн
Все указывает на то, что за спиной у дизайнера стоял сатана и бил его чучелом ростовым манекеном Дитера Рамса, когда тот собирался лишнюю кнопку добавить или некрасивую линию провести. В результате получилось удивительно хорошо.

Идея X1D проста: взять современную среднеформатную камеру и отрезать от нее ломтик, как от хлеба. Так, чтобы получился срез камеры, который сам по себе тоже среднеформатная камера, которой тоже можно снимать. Что может быть проще.
«Сделано вручную в Швеции» — человеку разумному ни то ни другое не обещает ничего хорошего. Но графическим дизайнерам, если они еще остались, может понравиться, как "handmade" не выровнен по правому краю "D" чтобы не создавать вертикаль там, где не надо.

На фото камера производит немного пластиковое впечатление, но в жизни она как аэрокосмическая деталь. Это алюминий и резина. Даже бленда объектива металлическая и звенит когда по ней проводишь.

Еще это моя первая камера, на которой диск режимов абсолютно уместен. Когда управление электронное, без мимикрии под прямое или механическое, то так можно.

Фиксатор диска красиво реализован:
Крышка батарейного отсека: «Зачем она вам? Все равно вы ее сломаете или потеряете. Лучше просто батарейкой затыкайте» — говорит глава по дизайну Хассельблада.

Механизм вынимания батарейки — оттягиваем фиксатор, и, о чудо, батарейка не летит под ноги в лужу. Только высовывается на сантиметр, и дальше ее камера не отдает. Чтобы вынуть ее окончательно, надо на нее нажать слегка, как на кнопку авторучки, только тогда она выскочит целиком и неминуемо упадет под ноги в лужу.

Огонь:
Маркировка на бленде — еще одна победа дизайна. Первая в моей жизни, которой сразу понятно как пользоваться. В выбранном положении (к себе или наружу) острие соответствующей стрелки на бленде нужно совместить с меткой на линзе и повернуть до щелчка.
Тач-скрин — не айфон, но неплохой. Вполне отзывчивый и им можно много чего делать.

Когда смотришь в видоискатель, половина тач-скрина (можно выбрать какая) работает как тачпад для выбора точки фокуса.

Лайфхак: некоторые фотографы пишут, что выставляют в настройках левую половину, а точку фокуса выбирают носом, глядя в видоискатель. Говорят удобно.
Несовершенство
В мире повсюду. Но несовершенство несовершенству рознь. Например, у Sony a7III, которую я выпорол в предыдущем обзоре, несовершенство заключалось в посредственности — недостаточно высоком качестве человеческой мысли. Которое лезло отовсюду, вперемешку с назойливым маркетингом, дурновкусием и мелкой корпоративной политикой.

Хассель этот тоже несовершенен, но принципиально по-другому. Он несовершенен несовершенством малотиражного изделия сделанного маленькой компанией. Качество мысли и идей очень высокое, но реализация местами не настолько отточена как у массовых продуктов.

Хассельблад примерно как Астон Мартин — небольшая едва-прибыльная нишевая компания. Поэтому у них что-то может глючить или работать не вполне так как ожидается, но это норм. Это живой красивый продукт сделанный небольшой группой людей, которые сами себе задали весьма высокую планку.
Опыт Съемки
Как 15 лет назад. Света всегда мало, фотографии нужно снимать по одной и перед тем как сделать кадр нужно задерживать дыхание.

Кроме того, каждый кадр весит 110МБ. Нужна веская причина чтобы взять и потратить 110МБ.

В итоге эта камера замедляет хомо-сапиенса и тому приходится жать кнопку реже и чуть более осознанно.
Картинка
Нечто из другого мира. Даже по сравнению с топовыми полнокадровыми камерами и даже если у тех похожее число мегапикселей.

Цвета — превосходные чистые и густые, картинка прямо эталонная, без выраженной окраски. Множество тонких оттенков, принципиально другой уровень детализации, широкий тоновый диапазон. Родной объектив 45 мм (аналог 35 мм на полнокадре) фантастически хорош, несмотря на скромный размер. Никогда раньше я не испытывал такой прозрачной объемной картинки с таким богатством цвета и деталей.

Но есть одна небольшая проблема. Я не смогу вам этого показать. Вся эта техническая красота видна только владельцу камеры, когда он крутит файлы в Лайтруме на ретина-дисплее в свое удовольствие.

Показать это другим людям на web-страничке не получится — в интернете все надо конвертировать в sRGB и уменьшать. На хорошем дисплее, при экспорте, прямо глазами видно, как богатство цвета увядает и сводится к более ограниченному набору цветов. Получается бледное подобие оригинала, как фотография фотографии.
Затвор
Срабатывает со звонким тройным металлическим звуком.
И в этой камере его нет.

— Что за чушь? Как нет? Где он тогда срабатывает?
— Ха-ха, он в объективе.

И это leaf shutter — лучший из всех возможных затворов на мой взгляд. Он экспонирует весь кадр сразу. Поэтому с ним можно синхронизировать вспышку на любой скорости. Но за все надо платить — он не такой быстрый как шторочный, самая короткая выдержка 1/2000.
Ощущения
В этом мире многое сводится к вопросу управления собственными ожиданиями. Тот, чьи ожидания невысоки, редко бывает разочарован. Я думал, что первая в мире среднеформатная беззеркалка будет как прототип собранный в гараже. Что она потребует планирования и сознательности, а процесс фотографирования ей, по скорости, будет похож на съемку полароидом. И я не был разочарован. Местами это так и есть, а местами даже лучше.

Испытал ли я что-то новое? Понравилось ли мне? — Очень даже. Испытать новое и позитивное, будучи взрослым человеком, дорогого стоит.

Можно ли этой камерой пользоваться для путешествий и документирования жизни? — Можно. Если быть готовым к тому, что она включается 7–8 секунд, жрет батареи как кот сосиски, и файлы весят по 110МБ. В остальном — она легче и компактнее полнокадровой зеркалки с хорошим фиксом.

Как она отличается от Fuji GFX, с тем же сенсором? — Тот, кто такое спрашивает, должен был сгореть в четвертом абзаце.

Для кого эта камера? — Сложно сказать. На первый взгляд кажется, что у нее нет понятной аудитории. Но в реальности, в 2016-м году, когда она вышла, шквал заказов был таким, что едва не потопил маленькую компанию. Ove Bengtsson — глава продуктового направления в хасселе — говорит, что они чуть не сдохли от ужаса. Такого объема заказов у них никогда раньше не было, и им пришлось переизобретать производственный процесс.
Образцы
Ниже немного картинок. Все картинки — экспорт из Лайтрума без обработки либо с минимальной обработкой: экспозиция, контраст, баланс белого.
RAW
По ссылке архив с равками*
* Файлы по ссылке выше опубликованы для персонального ознакомления. Публикация или коммерческое использование вышеуказанных файлов и изображений на их основе без моего письменного разрешения — нельзя, харам. За непослушание ответственность согласно закону об авторском праве страны, в которой вы живете, а также небесные кары и страшный суд.
Вердикт
Бывают вещи и инструменты превосходные, сбалансированные, прошедшие через множество итераций дизайн-процесса и лучшие в классе. А бывают первые или единственные в своем роде, создающие этот самый класс.

Вещи эти, зачастую, выходят несбалансированными, несовершенными и дорогими. Они полны компромиссов — одни их свойства и аспекты принесены в жертву ради того, чтобы другие достигли своего пика.

И когда эти аспекты на пике вдруг совпадают с моими собственными чаяниями, когда я вижу локальный максимум чьего-то инженерного и дизайнерского мастерства, я испытываю радость, как будто говорю с богом. Но не с тем богом из книжек, который всех любит и прощает, а прямо с настоящим, который как сияющая энергия сжатая вибрацией.
Made on
Tilda