2019
Дневник Наблюдений:
Сентябрь — Октябрь
Хэллоу, френдз.

Итак, свершилось. За сентябрь и октябрь я не наблюл ничего интересного. Но! Разве это может стать препятствием для очередного дневника наблюдений? Никак нет.

Дневник может выходить при любых условиях, несмотря на отсутствие новостей, низкое качество фотографий, лень, брекзит и подагру. А может не выходить.
В сентябре я наблюдал из окна лисиц. Неоднократно. Лисицы в этом году выросли большие и зубастые. Снаружи они покрыты мехом, а позади у них хвост.
Последние несколько лет меня, в фоновом режиме, интересует тема сознания у животных. Во-первых, потому, что мне интересно, кто все эти ребята, что они думают и как. А во-вторых, я подспудно надеюсь, что это даст мне некие подсказки или ответы на плохо сформулированные вопросы о человеческом сознании и о нас самих.

С одной стороны, я понимаю, что в нас самих нет ничего интересного, все самое интересное, наоборот, находится во внешнем мире. Но, тем не менее, пока не оставляю попыток.

По ссылке довольно неплохое выступление Карла Сафины на эту тему:
https://youtu.be/-wkdH_wluhw
И еще немного лисиц. Я знаю, что вы их любите. И что они вам не надоели. Может ли надоесть то, что любишь? Нет, не может.
Еще я недавно узнал про «китайскую комнату». Это мысленный эксперимент. Концепция из области философии сознания описанная Джоном Сёрлом (John Searle) и, в каком-то смысле, критикующая теорию сильного AI.

Суть эксперимента довольно проста: представьте, что вы находитесь в изолированной комнате. Через щель в двери вам просовывают китайские иероглифы. Вы не знаете китайского языка, но зато в вашем распоряжении есть книга с инструкциями, которые подробно описывают, как составлять ответ на любой вопрос заданный на китайском. Инструкции не объясняют значения китайских иероглифов, они предельно механистические: «в ответ на такую-то комбинацию иероглифов, возьмите иероглиф 43 из корзинки №1 и поместите его рядом с иероглифом №129 из корзинки №2».

Вы методично следуете этим инструкциям, и, с точки зрения наблюдателя снаружи, создается иллюзия того, что вы даете ему осознанный ответ на китайском.

Таким образом, «китайская комната» изящно и, как бы, наглядно опровергает тезис о том, что запрограммированная определенным образом вычислительная машина (алгоритм) способна обладать сознанием в той же мере, что и человек.

Где-то в отдалении, этот мысленный эксперимент также сливается с «проблемой чужого ума» (problem of other minds): «Если все, что я могу, это наблюдать поведение других существ, то как я могу понять, что они обладают сознанием в той же степени, что и я?»

Этот эксперимент порождает много вопросов: что считать алгоритмом, можно ли приравнивать сильный AI к алгоритмам в их традиционном смысле и много других, но мы их не будем сегодня касаться.

Просто когда я это прочитал, я прямо подскочил от радости — черт! Да я же и есть китайская комната!
Так получилось, что с раннего детства я ощущаю себя где-то вовне по отношению к остальному человечеству и обществу. Так было всегда, с детского сада. Я помню, что вокруг были другие дети, которые что-то делали, во что-то играли, устанавливали правила. У них была инициатива и какие-то устремления. А у меня была тишина внутри. Я просто смотрел.
Некое сознание у меня определенно было. Я хорошо это помню. Но оно было другим. Созерцательным и молчаливым. Оно не задавало вопросов и не стремилось отвечать на них, пока его специально не научили.

Ну, то есть, как научили — мне хотелось быть частью чего-то большего, и я подражал другим детям. Говорил о том же, играл в те же игры, так же реагировал. Это работало. Но при этом мне казалось, что все это не совсем по-настоящему. Прошло много лет, но это ощущение по-прежнему со мной.

Мне всегда было интересно, испытывают ли другие люди то же самое.
«Несколько лет назад, — пожалуй, в те времена ты был еще ребенком, — такое же ощущение возникло и у многих молодых людей в этой стране. Они спонтанно совершили искреннюю попытку вырваться из неволи, но в конце концов проиграли, потому что не смогли обнаружить прутьев своей клетки.»

Это Говорит Дэниел Куинн голосом Измаила, персонажа книги «Измаил». Совсем про другое, подразумевая хиппи и битников. При чем здесь сознание у людей и животных? В общем-то почти ни при чем, просто цитата вспомнилось.
Маринь-Михална говорит: «Вот-вот жизнь пройдет, а ты так и не понял, где ты побывал и что это вообще такое было».
Часто я смотрю на самые простые вещи и думаю то же самое.
Еще я думаю, что в идее китайской комнаты есть подвох. Кто сказал, что способность задавать вопросы и отвечать на них является определяющей или важной по отношению к сознанию?
Что такое сознание? Интуитивно все это понимают, но точного определения, с которым были бы согласны нейробиологи и философы, пока нет.
Есть ли сознание у животных? Мы не знаем.

Про сознание мы не знаем ни что это такое, ни у кого оно есть. Все, что у нас есть, это биология мозга, эволюция и наблюдения за поведением.

А с точки зрения биологии и эволюции не такие уж мы и особенные. Наш мозг унаследован и, в общем-то, похож на мозг других животных. Он сложнее чем мозг мыши, и больше чем мозг шимпанзе. Однако, мозг некоторых других животных, например, некоторых дельфинов, еще больше и сложнее нашего, с большим числом извилин.

Что они делают со своими большими сложно устроенными мозгами?
Мы точно не знаем.
Наверное хватит слов на сегодня. Дальше будут только картинки — то, что я видел, и зачем-то сфотографировал.
Таковы сентябрь-октябрь.
Берегите себя.

P.S. Фототехника: 5DIII, Q, X1D,
Обработка фото — RNI All Films 5 for Lightroom
Made on
Tilda