2016

Leica Q — Правдивый Обзор

Привет, друзья-фотографы.

В русскоязычной части сети ни одного адекватного обзора этой любопытной камеры пока нет, поэтому придется писать свой собственный, с блэк-джеком и шлюхами предвзятый и необъективный. То есть правдивый.

Спасибо всем, кто комментил предыдущий пост и задавал вопросы.
В конце этого обзора, я на них обязательно отвечу, но обо всем по порядку.

Как обозревать Лейку? Это заведомо провокационная тема. Четыре пятых моих читателей и без обзоров знают, что лейка — это недорогое приспособление полезное в саду. Но что говорить оставшимся? Как оправдаться перед теми, кто готов взорваться от негодования при одном упоминании этого предмета?
Окей, начну издалека. Как лично я отношусь к камерам Leica? В общем-то никак. Просто знаю, что есть такой бренд. Раньше, во времена Картье-Брессона, Лейки были рабочими лошадками фотожурналистов, примерно как топовые камеры Canon и Nikon сейчас. А дизайн Леек определялся технологиями и представлениями об эргономике того времени, то есть был современным, и функциональным.

Но потом, в 90-х и дальше, начали стремительно развиваться технологии автофокуса и автоэкспозиции, а позже вообще цифра появилась. Лейка все эти новомодные изменения не вполне осилила, и ее пути с профессиональными журналистами разошлись. Практичные профи проголосовали кошельками за японские камеры, а Лейку слили.

Так Лейка стала уделом (и заложником) некой прослойки афиционадо — энтузиастов и фанатов исторической марки — готовых платить за удовольствие снимать каким-то непонятным старьем классическими камерами. Ключевой термин здесь — «удовольствие снимать». То есть удовольствие от процесса, а не мегапиксели, и есть конечный продукт, который их привлекал.

В отличии от другого премиального бренда, Contax, загнувшегося примерно в то же время, Leica сумела уловить тренд и заняла нишу дорогих камер «для удовольствия».

Это примерно как наручные часы… хотя нет, не буду врать, что я знаю о рынке часов? Я в них вообще ничего не понимаю. Давайте лучше про камеру расскажу.

Как вы уже поняли, к Лейкам я отношусь сдержанно, а камеру эту купил из любопытства, чтобы потом продать и приобрести что-то более понятное, типа Fuji X100T.
Что за камера такая?
Leica Q (Typ 116) — компакт с несменным фиксом 28мм f1.7 и полнокадровой матрицей 24МП. То есть видит мир она примерно как айфон, а картинка на выходе у нее чуть больше чем у 5DIII — 6000х4000px.

UPD: Судя по всему, сенсор Лейки Кью идентичен тому, что стоит во многих других леечных камерах, например в дальномерках М-Серии (M-D и M Typ 240).

Есть три направления дизайна Леек: классическое, современное и профессиональное. Q относится к классическому, но с чертами современного. Дизайн и управление у нее как у М-серии, но вместо реального дальномера — электронный видоискатель и автофокус. И еще она заметно меньше и легче чем М.

Когда я был студентом, в конце 90х — начале 2000х, то подрабатывал автором-обозревателем в журнале Mobile News и писал на всякие связанные с цифровым фото темы: обзоры техники, уроки по обработке и т.п.

Однажды мне дали на тест любопытную камеру — Leica Digilux 2, может кто-то ее еще помнит. Тогда никаких Fuji X еще в помине не было, и выглядела она более чем экстравагантно.

Хипстерам бы понравилось. Правда их в России тогда не было. Либо были, но еще не знали, что они хипстеры, и что им такое должно нравиться.
Leica Digilux II
Image by Dpreview

Так вот, концептуально Leica Q напоминает современную инкарнацию того Диджилюкса, но с выраженным уклоном в хардкор М-серии.
Из чего состоит фотография? С технической точки зрения — из экспозиции и фокуса. Экспозиция — это три числа: выдержка, диафрагма и чувствительность. А фокус он и есть фокус, это когда зайчик в шляпе. Все. Больше там нет ничего.

Окей, если это три числа и фокус, то почему у современных камер 100500 кнопок, три колеса и еще джойстик? Сложный вопрос. Чтобы на него ответить, придется еще один пост про эволюцию писать. Но если кратко, то просто так получилось.

При этом Лейка пытается идти против ветра и концентрируется на основах: прямое механическое управление этими тремя числами и фокусом, и ничего лишнего.

Насколько это возможно в условиях прогресса, свободного рынка и любви человечества ко всему лишнему.
Управление Лейкой Кью — мечта пуриста. Ну или почти. Диск выдержек, кольцо диафрагм, кольцо фокуса. Все три можно либо крутить руками, либо поставить в «А» (авто).

Конечно, у нее есть еще ряд кнопок и джойстик, чтобы точку фокусировки двигать и по меню ходить, но по ощущениям все это хозяйство действительно приближается к минимуму для цифровой камеры с дисплеем и автофокусом.

— Удобно ли это?
— Это божественно.

Кстати, для тех, кто хочет еще более хардкорный минимал, Лейка делает камеру Leica M-D, у которой нет ни автофокуса ни дисплея. И кнопок сильно меньше. Соответственно и стоит она гораздо дороже. Ибо покупатель лейки должен платить не за наличие чего-либо, а за отсутствие.

Вкл/выкл

Один из главных вопросов: быстро ли она включается?
— Быстро. Меньше секунды.
— А удобно ли ее включать?
— А вот это не совсем. У леечного выключателя два положения вкл.: одиночная съемка (S) и серийная (C). В 99.999% случаев я хочу снимать одиночными, однако при включении часто проскакиваю «S» и включаю «С». Это не очень здорово. Правда и не смертельно, кадр сделаешь и так и так. Но могли бы и еще минималистичнее сделать. Люди любят определенность и бинарные выключатели.

Автофокус
— Тормозной?
— Неа. Быстрый, не придраться. По скорости фокуса почти как 5DIII с какой-нибудь шустрой линзой. На самом деле 5DIII чуть быстрее, конечно, но не очень намного. Все, что вам важно знать, это то, что субъективно автофокус Лейки Кью воспринимается как очень быстрый. Пока это самый быстрый компакт, какой я видел.

Ручной фокус
Лучший в классе. На кольце фокуса закреплен такой упор с выемкой для пальца, focusing tab (см. ниже). Со временем начинаешь почти вслепую фокусироваться, ориентируясь просто по его положению.

Чтобы переключиться из авто в мануал, нужно прижать небольшую кнопку на этом табе, и кольцо фокуса разблокируется. Отличная фича, привык сразу.
Реализован ручной фокус, как мне кажется, механически, а не by-wire, как у Fuji. То есть берешь и крутишь плавное кольцо, которое упирается в крайние положения, как у полностью механических линз. Никакого лага не чувствуется. Если это такой by-wire имитирующий механику, то трюк удался — от механики не отличить.

UPD: Невероятно, но ручной фокус оказался by-wire! Подтвердил экспериментом: если вызвать шкалу экспокоррекции, и, пока она на экране, покрутить кольцо фокуса, то кольцо крутится, а реальный фокус на картинке не меняется. Но сразу после подтверждения значения коррекции, объектив делает тихий электронный «вжик» и догоняет кольцо.

Обман! Но настолько качественный, что даже в большинстве англоязычных обзоров журналисты клянутся, что ручной фокус настоящий механический.

Контроль фокуса
Тоже пока лучший из всего, что я видел. Во-первых, можно фокусироваться по шкале на объективе безо всякого контроля, как в старые времена. Например, выставляем диафрагму 8, делаем чтобы было резко от двух метров до упора, и снимаем не глядя:
Или можно фокусироваться с контролем по экранчику или EVF — когда начинаешь крутить кольцо фокуса, то центр кадра увеличивается и резкие места подсвечиваются красным цветом.
На гифе не совсем видно, вот эта красная подсветка крупнее:
Поведение этой фичи, степень увеличения и даже цвет подсветки можно настраивать в меню. Но я этого не делал, камера примерно как макбук или айфон — все настройки сразу из коробки вполне разумные, бери и пользуйся.

Объектив
Рисунок приятный, резкость есть прямо начиная с f1.7, искажений и хроматических аберраций нет, картинка выглядит отлично (отчасти потому, что, дизайн линзы включает в себя широко известную в узких кругах леечную программную коррекцию).
100%:
Картинка
На мой вкус лучше чем у 5DIII. Кажется, что камера слегка приукрашает реальность. Напоминает слайд, но не скан (как вы знаете, слайд еще фиг посканишь хорошо), а прямо саму пленку, когда ее смотришь в жизни на световом столе.

Здесь, кстати, я задумался, а как вам картинки показывать? Дисплеи у всех разные, кто что увидит — предсказать невозможно. Для начала покажу, как их вообще можно открывать. Ниже одна и та же картинка открыта с профилями Adobe Standard, Embedded, RNI и, в конце, камерный jpeg:
Adobe Standard
Embedded
RNI + Minimal Adjustments
Camera JPEG
Лично мне, после тестов с разными цветами и сюжетами, очень нравится камерный jpeg. Он сдержанный, сбалансированный и у него есть определенный стиль. Поэтому дальше буду постить либо камерный jpeg без обработки, либо один из трех других вариантов, на свой вкус.
А, чуть не забыл, еще одна интересная механическая фича — переключатель макрорежима:
Макро, кстати, очень даже неплохое:
100%:
Дисплей
Волшебный. По разрешению, углам обзора и цветам заметно лучше айфона. И скорость обновления картинки очень высокая, выглядит как 60fps.

Еще дисплей касания понимает и всякие жесты, но это для галочки. Тач реализован глючно и тормозно по сравнению со смартфонами и, в общем-то, не нужен. Я им пользуюсь только чтобы точку фокусировки вернуть в центр —двойной тап в любом месте.

Электронный видоискатель
Разрешение колоссальное, ничего не мерцает, частота обновления высокая — настолько хорош, что иногда забываю, что смотрю в EVF. Только цвета немного врет — показывает все контрастнее чем на экране и в файле.

Как она снимает?
Не поверите, но тоже хорошо. Лаг затвора минимальный, заметно меньше чем у моих бывших Fuji X-E и Sony a7r. Звук — приятный механический «клик», тихий и деликатный. Затвор центральный, leaf shutter, если это вам о чем-то говорит, а после 1/2000 электронный и вообще беззвучный.

В режиме «C» она может снимать со скоростью до 10fps. Но на карту, даже на быструю, пишет заметно медленнее топовых зеркалок. Частично из за того, что файлы здоровые. Особенно заметно если в DNG + JPG снимать — каждый кадр в сумме под 50МБ получается. Если быстро снимать, то буфер забивается кадров за 10-12, и потом опустошается секунд 30 по мере записи.
Высокие ISO
Как у всех сейчас. 12800 еще вполне рабочие.

Заряд батареи
Держит долго. Хоть обснимайся. На практике, даже поначалу, когда активно изучал камеру, заряжал раз в 2 дня. По субъективным ощущениям заряд держит чуть ли не вдвое дольше чем другие упомянутые выше беззеркалки.

Видео
Кнопка есть. Нажимать не пробовал.

Wi-Fi
На удивление, живая фича. Камера создает сетку, цепляешься к ней телефоном и через леечный апп забираешь картинки (полноразмерные jpg). Еще можно из этого же аппа камерой управлять, а-ля tethering.

Вполне возможно, что теперь буду выкладывать в инстаграм не только снятое телефоном.
А как она по сравнению с Sony?
Если сравнивать с беззеркалками а7 или с компактами RX1, то номинально у Сонь длиннее. Больше Мегапикселей, больше функций и настроек и т.п. Но по опыту съемки, они мало сравнимы.

Все Сони, которыми мне доводилось пользоваться, были такими электронными комбайнами "все для всех" густо покрытыми кнопками. При этом они жрали батарею, могли тормозить при включении/выключении и в руках были не то чтобы очень.

В общем, у Сонь, на мой взгляд, лучше разрешение картинки и некоторые технические показатели. Камеры Сони сделаны роботами-маркетологами для очень широких групп покупателей. А Лейка Кью сделана эксклюзивно для двух человек: для меня и для того чудака из леечного отдела маркетинга, которому кнопка «видео» зачем-то понадобилась.

А в сравнении с Fuji?
Окей, сравним с Фуджи X100T/X-E/X-Pro. Если попробовать объяснить одной картинкой, то в компании Фуджи (слева) считают, что ставить белые точки рядом с On и Off нужно, потому что… даже не знаю почему, на всякий случай, наверное, как бы чего не вышло. А в Лейке (справа) считают, что не нужно, потому что это не умно и неэстетично:
Таким образом, простой пример с точками демонстрирует фундаментальные различия в дизайн-философии двух продуктов.

Но если серьезно, то с Фуджами-то Лейка как раз и сравнима. А учитывая стоимость Леек, камеры Fuji вообще гораздо лучше. Раньше, после выхода первых камер Fuji X, на англоязычных сайтах их иногда звали "poor man's Leica". Теперь все чаще можно встретить отсылку к Лейкам как к "rich man's Fuji".

Я бы сказал, что чисто физически Лейки сделаны неадекватно качественно — их материалы и механика выглядят так, будто рассчитаны на десятилетия. Хотя, ежу понятно, электронная начинка морально устареет гораздо быстрее. В этом смысле камеры Fuji, которые тоже очень хорошо сделаны и приятны наощупь, смотрятся более честно и сбалансировано.

Фуджики тоже придуманы живыми людьми. В них есть любовь к процессу фотографирования и классическая эстетика. Но при этом они местами грешат стилизацией и имитацией. Кропнутая матрица, ручная фокусировка с лагом by-wire, отсутствие шкал глубины резкости на линзах и некоторый избыток кнопок и ручек в угоду разным аудиториям (everything for every man).

По картинке – фиг знает, дело вкуса. Мне пока больше нравятся леечный цвет и контраст. Но есть те, кто наоборот, с леек на Fuji перешли и тоже довольны — это вопрос личных предпочтений. Еще раз повторю, что большинство современных камер снимают очень хорошо и не мешают делать хорошие фотографии.
Цена
Осторожно, это самый возмутительный параграф. В Великобритании Leica Q стоит в районе £3200. Окей, если покупать не новую, а чуть б/у (моей около месяца), то меньше. А если еще продать что-нибудь ненужное на и-бее, то, в принципе, можно попытаться себя убедить, что это допустимо. Но это будет с большой натяжкой.

Что такое £3200 в терминах реального мира? Гугл говорит, что в России это примерно 270 тысяч рублей. То есть это 2–3 месячные зарплаты, например, хорошего дизайнера в Москве. Или одна очень хорошего, типа успешного фрилансера. Можете меня поправить в комментах на Фейсбуке или в ЖЖ, я давно не узнавал, что в Москве с доходами в креативной отрасли. Но разумно ли столько тратить на «просто фотоаппарат»? Не уверен.

В британской реальности это тоже много. Хотя и по-другому. £3200 в Лондоне выглядят скорее в районе 0.75–1 от месячного дохода хорошего дизайнера на постоянке, или в районе 0.4 очень хорошего.

Если же вы фрилансер со ставкой, скажем, £350/день, а по моему опыту нанимателя и руководителя, это типичная ставка хорошего опытного специалиста в UI/UX, то, считаем: при полной загрузке вы заработаете в районе £7 тысяч в месяц до уплаты налогов. Но не как человек, а как компания (у большинства фрилансеров есть компания). Часть из этих семи тысяч можно выплатить себе как зарплату. С остатка надо будет уплатить налог на доход компании и всякие сборы и поборы. А потом выплатить оставшееся себе в виде дивидендов.

Но погодите радоваться. И с зарплаты и с дивидендов опять надо платить налог на доход, на этот раз как физлицу. Итого, от 7 тыс. у вас останется примерно тысяч пять при самом оптимистичном раскладе, если вам бухгалтер все правильно оптимизировал. Дальше вычитаем аренду жилья или ипотечные выплаты, которые в Лондоне, такие, что ни одному москвичу в страшном сне не снились, коммуналку, транспорт (В переводе на русские деньги, ежедневный транспорт может выходить тысяч в 30 рублей в месяц. Сюрприз! Это просто чтобы на работу ездить.) ... в общем, вы поняли.

В принципе, я все еще могу представить себе упоротого хоббиста из среднего класса, который при описанном выше доходе может на такую камеру позариться. А если он еще сумеет доказать налоговому инспектору, что камера ему нужна для работы, то может покупать ее как компания и сэкономить еще процентов 20–25 от ее стоимости на налогах.

— Можно ли потратить столько на хобби?
— Сильно зависит от обстоятельств жизни.

— Вызывает ли возмущение ценовая политика Лейки?
— Безусловно.
Примеры картинок
Чтобы отвлечься от мизерабельных вычислений, предлагаю перейти к картинкам. Все приведенное ниже (и выше) либо jpeg без внешней обработки, либо raw с минимальной коррекцией:
Вопросы и ответы

Q:
А в чём вообще отличие камер лейка от других? Стекло своё – это понятно. Но не стеклом единым. Матрицы же они сами не выпускают?

A:
Стекло и матрица у этой камеры, конечно, хорошие, но не то чтобы космически лучше чем у других. И вообще, большинство современных камер очень хороши, так что по характеристикам Лейка не особо выделяется.

Суть Лейки, как мне показалось, в том, что она ориентирована на прослойку эстетов-энтузиастов и старается продавать им не характеристики, а удовольствие от использования камеры и процесса фотографирования. Местами успешно.

Q:
Проводится ли в камере при генерации жипега хоть какая-то гармонизация, или на выходе все тот же скучный цифровой цвет?

A:
Судя по всему, да. Как я писал выше, жпег заметно отличается от того, что у меня получалось в конверторах. Лично мне он напоминает нечто промежуточное между цифрой и слайдом.

Q:
Почему Лейка?Новые Соньки,говорят, весьма неплохи,а новая фуджи Х-Т2 чуть ли не прямой конкурент трипятака по скорости работы.

A:
Так и есть. Фуджи и Сони делают превосходные камеры. Лейка — потому что, во-первых, из любопытства. А во-вторых — из за эстетики: хорошая типографика, минималистичный дизайн, классическое прямое управление без кучи кнопок и функций, которыми я не буду пользоваться. На этом поле, как оказалось, выбор невелик.

Q:
У Сони есть же подобная модель-RX1RM2, не рассматривал?

A:
Ага, есть. Но менять a7r на нее было бы как шило на мыло. Судя по обзорам, это все тот же медленный и прожорливый аппарат густо покрытый кнопками, только линза несъемная. А 7r все-таки была тормозом. Не выключишь вовремя — жрет батарейку. Выключишь и сразу снова включишь — надо ждать секунд пять минимум, пока она завершит цикл выключения и прогрузится.
Кнопок, переключателей и дисков на корпусе у Сони — тьма. Учитывая, что фотоаппарат для меня это экспозиция, фокус и кнопка спуска, Сони была бы несколько избыточной.

Q:
Почему именно q?

A:
Просто удачная модель применительно к моему стилю и возможностям. Дальномерные Лейки-М слишком дорогие для меня, к тому же громоздкие. Более младшие – Leica-T — слишком мыльницы (на мой вкус опять же) — мелкие матрицы, непрямое управление и т.п.

Q:
Т.е. я свой 35 мм сюда не поставлю, получается?

A:
Получается, что нет. Правда у нее есть функция, навроде цифрового кропа. В процессе съемки можно переключаться между полем зрения 28/35/50мм. Но я этим не пользуюсь, кропнуть всегда можно после.

Вердикт

Быстрая и удобная персональная камера с классическим механическим управлением. Более качественная альтернатива айфону для путешествий, фотоэссе и документирования событий жизни. Имеет шансы понравиться эстетам, снобам, дизайнерам предметов или просто тем, кто очень любит фотографию в ее классическом смысле.

Плюсы:
Лучшая компактная камера, из всех, какими мне доводилось снимать.

Минусы:
Это просто фотоаппарат. Потратить £3200 на просто фотоаппарат можно только от сочетания любопытства и безысходности.

Поменяю ли я ее на Fuji X100T, как собирался в начале обзора?
Нет. Ни за что.
Made on
Tilda