2019
Другая Жизнь
Что будет если вы сядете смотреть фильм, например «Гражданина Кейна», но в вашем распоряжении будет всего доля секунды?

Прежде всего, вы не поймете, что это был фильм. Потому что увидите только неподвижную картинку, фотографию.

Если повезет — вы сможете оценить композицию. Но увидите ли вы нарратив? Оцените ли характеры, идею, игру актеров? Скорее всего, нет. Чтобы обнаружить все эти категории, нужно смотреть гораздо дольше. Так долго, чтобы заметить, что кадры сменяют друг друга, и что там что-то куда-то движется.

Так же и в жизни. Чем дольше человек живет, тем больше вещей начинает видеть в динамике. Иногда из наблюдения и осознания процессов вдруг вырастают целые новые измерения недоступные ранее. Как в примере с фильмом.
Зачем эта преамбула и почему на фото какие-то желтые скалы?

Затем, что вместо очередного Дневника Наблюдений у нас сегодня геологическая прогулка.
Естествоиспытатель Маринь-Михална уже вооружилась биноклем, бутербродом, и полотенцем для купания, и бодро устремляется за горизонт. Я тоже иду следом, делая фотографии и продолжая свой рассказ.

С геологией мы едва знакомы. Но при этом она так часто отвечала на мои вопросы: «А что это? А где то? А как так получилось?» — что я начал относиться к ней соответствующее, более трепетно.

Геология помогает существу живущему короткое мгновение заглянуть за его рамки и увидеть изменения принципиально другого масштаба, обнаружить динамику в, казалось бы, неподвижном мире.
Место, куда мы сегодня пойдем, это относительно труднодоступный участок берега в Восточном Сассексе.

Дважды в день оно запирается приливом и отпирается с отливом. В этот раз пик прилива пришелся на раннее утро, так что и пойдем мы рано, чтобы идти при убывающей воде и иметь запас времени в случае форс-мажора.
Как выглядят 140 миллионов лет? Понятно, что это число. Но как представить его визуально, испытать через органы чувств и опыт?

Например, вот так, смотрите на стену:
Песчинка к песчинке, постепенно, за миллионы лет сложилась каменная плита. Англия тогда лежала на широте современного Средиземноморья и была частью континента. А там, где мы сейчас идем, были некие низины, куда тропические дожди и устья давно исчезнувших рек, у которых не было имен, выносили песок и глину.

Давление и время:
Потом напирающая с юга Африка постепенно сдвинула Европу вместе с нынешней Англией на север и вздыбила часть древних пород. Еще позже сюда пришло море и обнажило скалы, которые мы видим, но это было совсем недавно по геологическим меркам.

Всего восемь тысяч лет назад из Англии во Францию можно было бы пройти посуху. Темза впадала в Рейн, а на месте этого моря была низина: жили люди, мамонты, львы, олени. Деревья росли.
До сих пор в рыболовные тралы иногда попадаются куски торфа с наконечниками каменных инструментов, остатки растений, кости древних людей и животных.
Неспеша мы продвигаемся по берегу, поворот за поворотом, и я фотографирую для вас лужи и камни бесконечной красоты:
Через некоторое время, впереди, наверху, показывается «падающий с обрыва» городишко Fairlight Cove, вон он:
В 80–90х годах прошлого века здесь произошла серия катастрофических оползней отхватившая часть города, что крайне не понравилось правительству.

«Эй! Куда поползли?! А налоги кто платить будет? Лорд Байрон что ли?» — кричало правительство размахивая кулаками и спотыкаясь на кочках. Но мятежный городок упрямо продолжал уползать от него в море, дом за домом.

Чтобы остановить расползание и размытие налогооблагаемой базы, правительство раскошелилось на береговую защиту из камней и чаек, вот она:
Но нас с вами сегодня будет интересовать даже не она, а ее побочный продукт — отчет о геологическом обследовании берега (ссылка для любознательных).

Этот восхитительно подробный документ был составлен Британским Геологическим Советом в 2005-м и выложен в свободный доступ в 2010-м.
Во-первых, из него становится боле-менее понятна геология берега — что, когда и как образовалось. А во-вторых, он нам расскажет как найти самые настоящие следы динозавров — где искать и куда смотреть.

— Бывает ли занятие более интересное чем искать след динозавра?
— Нет, такого занятия не бывает.
Когда Fairlight с его кучей камней остаются за спиной, то сперва, некоторое время, не происходит ничего интересного. Справа стена глины и мусора от оползней. Под ногами мелкая галька, в которой мы буксуем и продвигаемся с каждым шагом гораздо меньше чем хотелось бы, как в вязком сне.

Но уже скоро мусор справа заканчивается и через него начинают проступать восходящие полоски большой геологической формации Ashdown Formation:
Еще один поворот и из под морского дна вылезает вздыбленная плита песчаника и уходит вверх.
Согласно нашей геологической брошюре, это и есть Lee Ness Sandstone, на схеме берега он был обозначен буквой "L". В нижней его части могут быть следы динозавров.
Ну что, где следы? Как заглянуть под низ? Ничего не понятно. Идем дальше.
Мы идем вдоль геологической складки (антиклинальная складка), это когда горб отложений выступает вверх, и более старые породы находятся в середине.

Вот наш искомый песчаник, уже на солидной высоте:
Смотрите, что под ним:
Видите пальцы?

Динозавролог Маринь-Михална празднует очевидный успех предприятия.
Несколько фотографий с другим освещением, сделанные нами в другой день:
Почему они на потолке и выпуклые?

Потому что динозавры ходили по свежей глине или мелководью и оставляли следы, которые потом, в результате некого скоротечного события, заполнились песком. Потом все это окаменело под действием давления и времени. А потом более мелкодисперсная глина раскрошилась и отвалилась, а отпечатки из более крепкого песчаника остались.
Отвалившийся кусок потолка с целой цепочкой из трех больших следов:
Скорее всего, следы принадлежат игуанодону. Крупному орнитоподу — птицетазовому травоядному динозавру.
wiki
Еще отличный след:
Маринь-Михална меряется с игуанодоном лапой через разделяющие их 130 или 140 миллионов лет:
Вокруг лапы отпечаталось много всего интересного. Следы моллюсков, какие-то то ли норы то ли корни растений — все это уже сложно идентифицировать.

Только осознайте: когда этот след был оставлен, на земле жило ноль людей. Ни одного человека. Ничего отдаленно похожего на человека.

Да что там, простой травы и той не было. До первой травинки оставалось пятьдесят миллионов лет, не меньше.

Вот еще лапа, эта в полосе прилива и уже обкатана морем:
Увидев один раз, начинаешь замечать их повсюду:
Через километр-другой складка меняет свой угол и полоса нашего песчаника начинает идти обратно вниз.
И, наконец, точно так же как появилась, снова скрывается под морским дном.
Захватывающее зрелище, когда видишь его в объеме. На этом фото видно чуть лучше: мы стоим на плите, которая проходит под пляжем и потом продолжается в обрыве.
Дальше только море.
Из моря нас разглядывают любопытные тюленьи морды:
Потом мы плаваем в холодном и прозрачном море, без одежды и с тюленями. Но фотографий этого события история не сохранила.

По размеру серый тюлень чуть больше среднего человека, около двух метров, и весит 150–200, а иногда все 300, килограммов. По интеллекту это что-то вроде большой собаки.

Пишут, что у него нечувствительные ласты, поэтому он все пробует зубами. Может попробовать зубами пловца, но, как правило, деликатно, просто чтобы понять каков пловец наощупь. Кусают людей серые тюлени редко. Нас тюлени зубами не пробовали, держались поодаль.
Танцующий человек в складках песчаника:
Смешные тени:
На обратном пути отлив обнажает широкую полосу морского дна, и мы идем как по марсианской пустыне.
Время продолжает свой труд, обрушивает плиты песчаника со следами динозавров в море, а море перемалывает их обратно в песок, из которого они когда-то возникли.
В такой день кажется, что тюлень понимает, что он тюлень, и что ему это нравится. Только представьте этот стиль жизни: уметь задерживать дыхание на 15 минут, нырять глубже 70 метров без акваланга и весь день купаться в восхитительном ласковом море. А на дне и в толще воды полно вкусной еды.
В полосе прибоя видны следы измельчавших потомков динозавров.
Поверхности скал и камней бесконечно красивы. Они состоят из богатого многообразия деталей и распадаются на еще более мелкие богатые детали, сколь близко их не разглядывай.

Эта затейливая вариативность, отсутствие видимого простого порядка, делает их привлекательными, красивыми, по сравнению с большинством того, что делает человек. Однажды заметив это различие между естественным и рукотворным, его сложно развидеть.

Признание этого факта я пока встречал только в японской культуре. У японцев есть слово «саби», которое, если я верно его понимаю, обозначает, в том числе, красоту, возникающую в процессе старения предмета.

Красоты этого типа принципиально не может быть у новых предметов свежесделанных человеком. Она может возникнуть только естественным образом, когда предмет испытает продолжительное давление естественных процессов и начнет постепенно растворяться в окружающем мире. Когда время начнет залечивать следы породившего этот предмет безумия.
Специально для вас — ходил, фотографировал и рассказывал человек-ядро.
Всем чао.

P.S.
Фототехника: X1D, телефон.
Обработка фото: RNI Films CC for Adobe Lightroom.
Made on
Tilda